Образовательная область «Художественное творчество» Цель: формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства Задачи:
Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию продолжать знакомство с дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, особенностями развитие продуктивной деятельности (лепка) детей продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки
формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства закреплять умение лепить животного по типу дымковских игрушек(туловище и ноги- из целого куска), передавая их характерные особенности развивать умения украшать узорами предметы декоративного искусства, украшать их налепами развивать умение сглаживать неровности слепленного изображения воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров Ход непосредственно образовательной деятельности: Под русскую народную музыку входит Коробейник с лотком, на котором стоят дымковские игрушки. Коробейник : Ели спят у большака в инее седом, Спят деревья, спит река, скованная льдом. Мягко падает снежок, вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом. Голубые дали и село большое «Дымково» назвали! Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки, Вечера зимою длинны, и лепили там из глины Все игрушки не простые, а волшебно – расписные. Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, но отвести не всилах взор. И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право, Говорят о ней по всюду, удивительное чудо! Воспитатель: Здравствуй, Коробейник! С чем к нам пожаловал? Коробейник : Был я на ярмарке в русском селе Дымково. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою. Вон сколько у меня их. И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие. А из чего лепили игрушки, знаете? Дети отвечают. Коробейник : Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись. Воспитатель: Мы знаем, что название село получило от того , что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок. Коробейник : Правильно, так и назвали село – Дымково. Потом игрушки белили белилами и они становились, как снег белые. Затем их начинали расписывать. Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали радостные или грустные мастера? Как они передали нам своё настроение? Дети отвечают. Возьмите каждый по игрушке. Воспитатель: Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера для их росписи? Давайте расскажем по очереди, используя план.
-какая у тебя игрушка?
-какого она цвета?
- какой узор изображен на ней?
-каким цветом нарисованы круги, полоски?
-какое настроение подарила тебе игрушка?
Коробейник : Как интересно, вы рассказывали! На ярмарке я был, а там шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру.
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
После этих слов водящий делает какое – нибудь движение, а все дети повторяют это движение. Водящий выбирает того , кто по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.
Коробейник : Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте тогда примемся за работу. Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олень. Как можно его слепить, какие приемы для этого будим использовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ноги и туловище лепим из одного куска, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их, голову и шею оленя слепить тоже из целого куска пластилина, затем шея плавно переходит в туловище, примазывается. Обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища оленя. Не забываем про рога, у оленя они ветвистые. Что бы игрушка получилась весёлая, нарядная, украшаем её лепниной, дымковским узором. Подбираем цвет пластилина для узора. Ребята, как нужно работать с пластилином, что бы рабочее место и одежда были в порядке? Что нужно сделать после работы с пластилином?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас сделаем разминку перед работой.
Пальчики
Вот этот самый толстый пальчик у меня, сгибаем и разгибаем большой палец.
Вместе с ним танцуют все мои друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот самый ловкий пальчик у меня, сгибаем и разгибаем указательный палец.
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют Сжимаем и разжимаем кулачки.
все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня, сгибаем и разгибаем средний палец.
Вместе с ним танцуют все мои друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
А вот этот пальчик лодырь у меня, сгибаем и разгибаем безымянный палец.
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют
все мои друзья Сжимаем и разжимаем кулачки.
А этот пальчик – мальчик лучший у меня, сгибаем и разгибаем мизинец.
Вместе с ним танцуют все его друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Все мои пять пальцев - дружная семья, Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди.
И, когда они танцуют, танцую с ними я! Хлопки в ритме текста.
Коробейник : Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А , что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию.
Воспитатель во время работы старается помочь детям советами, кто затрудняется прибегает к показу.
Воспитатель: Посмотри, Коробейник, какие игрушки у нас получились. Понравились они тебе?
Коробейник : Интересный у вас получился дымковский олень. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко , как у дымковских мастеров? А какая игрушка получилась самая яркая? Какая игрушка больше всего нравится? А где узор получился интересный?
Дети высказывают своё мнение.
Коробейник :
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
«Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Хоть сейчас их все на ярмарку. Возьму я их с собой покажу их другим детям, а вы получайте сладкие конфетки. Спасибо, вам за работу.
Воспитатель: Приходи еще к нам в гости. Мы рады будем видеть тебя.
Оформляется выставка работ.
|