Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Туфанова Анна Ивановна, лауреат знака «Отличник народного образования», воспитатель первой категории ГБДОУ № 49 Центрального района Санкт-Петербурга

Одной из главных составляющих современной концепции дошкольного развития и воспитания является сенсорное развитие ребенка. При этом содержание, методики, формы и средства указанного развития должны соответствовать требованиям природосообразности и отвечать задачам здоровьесбережения детей дошкольного возраста. В рамках сенсорного развития детей необходимо решение таких педагогических задач, как:

  • актуализация всех модальностей чувственно-эмоциональной сферы каждого ребенка
  • насыщение чувственных впечатлений каждого ребенка и, как следствие, развитие познавательного интереса к окружающему миру, что приводит к обогащению личностной картины мира ребенка
  • формирование бережного отношения к природе, к себе и окружающим людям как части природы.

Городские площадки ГБДОУ № 49 Центрального района находятся в исторической части Санкт-Петербурга. Здесь очень красивая архитектура, а вот озеленения и парков для прогулок недостаточно, да и экология оставляет желать лучшего. Каждый год коллектив ГБДОУ проводит летнюю оздоровительную кампанию на даче в курортном поселке Комарово Ленинградской области на берегу Финского залива. Потенциал летней дачи обеспечивает широкие возможности для сенсорного развития детей. В настоящей статье хочу предложить вниманию педагогического сообщества некоторые наработки в области сенсорного развития детей дошкольного возраста из собственной практической деятельности.

Многолетний опыт проведения летней оздоровительной кампании ГБДОУ показал, что для решения указанных задач эффективным может стать следующий комплекс организационных мероприятий для осуществления сенсорного развития детей в условиях летней дачи. Силами коллектива ГБДОУ на территории дачи разбивается огород в несколько грядок с овощными культурами и лекарственными травами. В процессе трудовой деятельности дети знакомятся с внешним обликом (в том числе и тактильно) и запахами растений и плодов. Воспитатели проводят ознакомление воспитанников с растущими на территории деревьями, ягодными кустарниками, а также гнездящимися на территории дачи птицами (дятлами, сойками, горлинками) и белками, тем самым насыщая образно-чувственную сферу каждого ребенка новыми впечатлениями. Через определенное время необходимо провести комплекс мероприятий для закрепления полученных ранее и вновь приобретенных впечатлений. В качестве примера приведу некоторые аспекты из нашей работы.

Угадай по запаху. «Калейдоскоп ароматов». Ребенок с завязанными глазами должен угадать знакомые запахи. Обычный набор — фрукты, овощи, конфеты и пр. – мы дополняем растениями и лекарственными травами с огорода ГДОУ и природным материалом (хвоя, древесина, грибы, дикорастущие ягоды и пр.). Угадав запах растения, ребенок отвечает на вопрос «Где это растет — в лесу или в огороде (саду).

Угадай по вкусу. «Волшебный горшочек». Ребенок закрывает глаза, а воспитатель с ложечки вкладывает ему в рот небольшой кусочек объекта чувственного исследования. По вкусу ребенок должен угадать, что он получил. В стандартный набор овощей, фруктов, ягод, конфет и т.п. мы вводим ягоды, которые растут на территории дачи и с которыми дети уже познакомились в зависимости от месяца сбора – чернику, малину, бруснику. К сожалению, многие городские дети с черникой и брусникой вживую встречаются только на даче. В этом задании можно предложить детям также разделять объекты чувственного исследования на сырые и вареные, огородные и садовые, лесные и садовые.

Угадай по звуку. «Коллекция звуков». Смонтированная аудиозапись содержит звуки природы (шум залива, шум дождя, стук дятла, знакомые голоса птиц, животных, голос всем детям знакомого человека (у нас медсестры Таисии Михайловны)), а также звуки человеческой деятельности (шумы машин, электрички и пр., стук топора, скрип двери, звуки работающих газонокосилки и пилы, звуки игрушек, дружный стук ложек по тарелкам, записанный во время вкусного обеда). Дети должны угадать звуки и разделить их на звуки живой и неживой природы.

Угадай наощупь. «Таинственная посылка». Под непрозрачным колпаком с отверстиями для рук мы располагаем поднос с природным материалом: куском мха, кусками сосновой коры и бересты, маленькими хвойными ветками (сосны, ели, лиственницы), веточками черники, брусники с листьями, шишками (еловыми, сосновыми, раскрытыми и зелеными), галькой с Финского залива, обработанными кусками древесины, холмиками из сухого и мокрого песка. Для детей старших возрастных групп можно усложнить задание, добавив листья малины, рябины, дуба, цветы и т.п. Конечно, это задание ребенок может выполнять и с завязанными глазами, тогда перед ним воспитатель ставит лишь один объект исследования.

Угадай эмоцию. «Такие разные лица». Вниманию детей предлагается последовательный набор фотографий детей с разнообразной мимикой. По выражению лица ребенок должен угадать эмоции человека, что вызывает определенное сопереживание. Бурную реакцию вызывают фото смеющихся воспитателей и заведующей ГДОУ, включенных в видеоряд. Таким образом, можно говорить об актуализации эмоционально-чувственных впечатлениях ребенка.

Сенсорная дорожка. Сенсорная тропинка. Сенсорные дорожки мы изготавливаем собственноручно с применением различных по форме и фактуре материалов, которые нашиваются на тканевую основу или используем покупные массажные дорожки. Используем дорожки несколько раз в день по режиму и только в помещении группы. А вот сенсорную тропинку мы устраиваем на местности с разнообразным ландшафтом – с ровной полянкой, пригорком, низиной. В тропинку включаем прикопанные (в целях безопасности) удлиненные емкости с низкими бортиками с разнообразными наполнителями. Основу сенсорного маршрута составляют: вода, сухой и влажный песок, дерн, сухая мелкодисперсная смесь из сосновой коры и бересты, мелкая и средняя галька или керамзит, продольный распил части березового бревна с зачищенными сучками и верхним слоем бересты, щитовая деревянная лесенка и т.п.. В целях безопасности все природные материалы подвергаются обработке горячим паром. После использования все емкости плотно закрываем, чтобы не попали насекомые и лесной мусор. К сожалению, северный климат и частые дожди ограничивают использование сенсорной тропинки в течение лета. Надо отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в подобных развивающих мероприятиях.

Просмотров: 598
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Юлия Полякова. Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Сумзина Татьяна Сергеевна. «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Новикова Людмила Вячеславовна. Презентация 'Интеграция сенсорного и физического развития детей младшего возраста'
  • Кривенкова Наталья Валерьевна. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Шевченко Ольга Николаевна. «Предметно – пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Гондалева Анна Михайловна. Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы ЗВУКИ [Б], [Б']
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Крамарева Елена Ивановна. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом
  • Патанина Любовь Алексеевна,Слепова Любовь Ивановна. Использование дидактического пособия для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста.
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь