Кривенкова Наталья Валерьевна. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей

В статье рассматривается использование дидактических игр для сенсорного развития детей. На сегодняшнее время существует необходимость постоянного использования сенсорного развития детей раннего возраста через дидактическую игру.

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!

Лермонтов М. Ю.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности

педагога становятся здоровье сберегающие образовательные технологии,

которые являются неотъемлемой частью и отличительной особенностью всей

образовательной системы. В условиях современного общества воспитанник, несомненно, должен быть активным и обладать высоким уровнем развития интеллекта, который раскроет свои потенциальные возможности во взрослой жизни. Ребенок — мобильный, творческий и коммуникативный всегда добьется в жизни большего, чем все остальные.

 

Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве нельзя недооценить. Благодаря сенсорному развитию ребенок раннего возраста познает жизнь. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования всей деятельности, накопления представлений об окружающем мире. Чем меньше возраст ребенка, тем большее значение в его жизни имеет опыт, который оставит отпечаток на всю его жизнь.

Психологами нашего времени доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности ребенка. Для ребёнка раннего возраста такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В каждой группе образовательного учреждение существует многообразие дидактических игр. В дошкольной педагогике дидактические игры всегда считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей.

Основная особенность дидактических игр — обучающая. Все родители хотят, чтоб их дети были самыми успешными и образованными. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность педагогу более планомерно и своевременно использовать эти игры для развития познавательной сферы младших дошкольников [8. c. 1]. Их используют в разном возрасте ребенка. Они создаются педагогами в целях воспитания и обучения младших дошкольников, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развития эмоционально-волевой сферы.

Дидактическую игру нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности, но и во всей жизни ребенка. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: показ способа действий, игровые приемы, использование элементов поощрения. Когда детям предлагаются дидактические игры, они достаточно активно и с интересом принимают участие, все новое всегда интересно. Для поддержания интереса вводится соревновательный и поощрительный элемент. У нас в группах созданы доски успеха с фотографией, где каждый ребенок может стать звездой сегодняшнего дня.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений, выполнением в ней игровых правил и контролируется действиями ребенка или взрослого. Воспитание игровых действий зависит от выдумки и творческого подхода педагога к своей работе [6. c. 1]. В непосредственно образовательную деятельность необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия, мышления, воображения ребенка, что помогает обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, и окружающем мире в целом.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, прежде всего надо иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.) [7. c. 1].

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста нужно опираться на следующие задачи:

  • развивать восприятие и воображение детей в различных видах деятельности.
  • закрепить умение выделять форму, цвет, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей через дидактические игры;
  • развивать и закреплять образные представления о мире в целом.

В дидактических играх происходит не только усвоение знаний о сенсорных эталонах, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего развития ребенка. Занятия должны создавать у детей хорошее настроение и установку на позитив. Большое внимание нужно уделять детям с низким уровнем развития личности. Для них использовать игры с более упрощенным вариантом или имеющих одно действие. Иногда нужно играть в определенную игру несколько раз подряд, прежде чем ребенок сможет самостоятельно это делать. При этом педагог должен постоянно обновлять или менять дидактические игры, чтоб дети не потеряли интереса к игре. Для удобства в работе педагогам можно создать картотеку дидактических игр по темам недели.

Игра «Геометрическая мозаика».

Создание игры: вырезаем геометрические фигуры из картона и находим различные картинки предметов.

Цель игры: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру и похожий предмет.

Ход игры: Показываем детям геометрическую фигуру и просим их найти предмет (можно в группе), похожий на фигуру.

Игра «Кактус».

Создание игры: рисуем кактус. Так же можно взять готовые картинки. Подбираем бельевые прищепки синего, красного, зеленого и желтого цвета. Каждый цвет определяет иголки кактуса.

Цель игры: Закреплять знания о разном цвете. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета.

Ход игры: На кактус прищипываются прищепки разного цвета в разном порядке. Детям дается задание посмотреть и найти неправильные иголки. Предложить убрать лишние иголки, при этом называя цвет иголки, который убирают.

Игра «Пуговицы».

Создание игры: рисуем фрукты и овощи, с прорезями для пуговиц. Подбираем пуговицы разных цветов.

Цель игры: Развивать мелкую моторику рук. Упражнять в умении различать и правильно называть цвета. Закреплять знания о разном цвете.

Ход игры: Каждый фрукт или овощ имеет свой цвет. Детям нужно подобрать к цвету фрукта или овоща цвет пуговиц.

Игра «Найди пару».

Создание игры: вяжем шапочки и шарфики разного цвета.

Ход игры: детям демонстрируются красная шапочка к красному шарфику и т.д. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам одеться! У них все перемешалось. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные шапочку и шарфик». Дети сортируют по цвету. Так каждая кукла будет у нас одета и ей не будет холодно.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Умственное развитие ребенка по сенсорному воспитанию», стенд для родителей «Игры дома», папка-передвижка «Работа с родителями при решении задач по сенсорному воспитанию», выставка «Сенсорные игры своими руками». На неделе открытых дверей был проведен мастер-класс «сенсорные игры своими руками».

С помощью использования дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формируются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети, играя, получают новые знания, закрепляют свои действия, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Коменский Я.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. — 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2009. — 169с.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. -378с.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. -315с.
  4. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003. — 267с.
  5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ [электронный ресурс]. — Электронные дан. — Режим доступа: https://infourok. ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-detey-952218. html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24. 01. 2019 г.)
  6. Семинар для педагогов на тему "Дидактическая игра как средство развития художественно-творческих способностей детей [электронный ресурс]. — Электронные дан. — Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/25/seminar-dlya-pedagogov-na-temu-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24. 01. 2019 г.)
  7. Использование дидактической игры в сенсорном развитии [электронный ресурс]. — Электронные дан. — Режим доступа: https: //vuzlit. ru/559959/ispolzovanie_didakticheskoy_igry_sensornom_razvitii, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24. 01. 2019 г.)
  8. Ян Амос Коменский цитаты [электронный ресурс]. — Электронные дан. — Режим доступа: https://ru. citaty. net/avtory/ian-amos-komenskii, свободный. — Загл. с экрана (
Просмотров: 434
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Кузнецова Венера Батыровна. Дидактические игры для развития мелкой моторики для дошкольников
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Кондукова Светлана Витальевна. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Марина Благинина. Авторские дидактические игры с детьми раннего возраста во время адаптаций
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Светлана Келина. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь