Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. 1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» — художественной направленности ориентирована на решение задач сенсорного развития посредством пластилинографии.
Актуальность. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте является одним из наиболее актуальных направлений.
Скачать конспепект
Скачать презентацию
Художественно – творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
Так же в данной программе большое значение уделено развитию цветовосприятия. Ведь знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы.
При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте лети, как правило, связывают цвет с конкретным предметом: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
- с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
- п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
- п.2. 7. "экспериментирование с материалами и веществами (пластилин).
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира,
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Пластилиновая радуга» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
- Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
- Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];
Отличительные особенности программы.
- Доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия, смена видов деятельности обеспечивает интегрированный характер обучения.
- Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течении продолжительного времени.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются:
- Опыт работы И.О. Шкицкой по теме «Аппликации из пластилина».
- Авторская программа Лыковой И.А «Цветные ладошки».
- Изобразительные методики О.Ю. Тихомировой, Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина.
- Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3 – 4 года».
Возрастные особенности дошкольников.
Обычно с трёх лет у ребёнка совершенствуется навык движений, параллельно улучшается их координация тонкая и грубая моторика. Поэтому ребёнок 3-4 лет готов к успешной заинтересованности деятельности. Ребёнок должен легко действовать с предметными материалами, перевоплощая их. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. Они активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.
Техника – пластилинография, — доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет быстро достичь желаемого результат, внося определенную новизну в творчество детей, делая его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – 15 минут
1. 2 Цели и задачи программы.
Цель программы: Решение задач сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Овладение основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, фантазию.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать эмоциональное сопереживание, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
1. 3 Содержаниепрограммы.
Сюжетная основа занятий построена с использованием книги С. Могилевской «Семь разноцветных сказок». Каждому цвету будет уделено 4 занятия (1 месяц). На 1 занятии дети будут знакомиться с определенным цветом слушая соответствующую сказка и участвуя в ее обсуждении. А на последующих – выполнять практические задания с использованием приемов пластилинографии и с применением конкретного цвета.
Сентябрь — «Красная сказка»
Октябрь – «Оранжевая сказка»
Ноябрь – «Белая сказка»
Декабрь – «Голубая сказка»
Январь – «Синяя сказка»
Февраль – «Фиолетовая сказка»
Март – «Желтая сказка»
Апрель – «Зеленая сказка»
Май – «Разноцветная сказка.
|