Елена Ивановна Горелова. Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

МБДОУ «Детский сад «Березка» Омская область р.п. Шербакуль

Воспитатель Е.И. Горелова

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признал дошкольное образование уровнем общего образования. Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Скачать конспект

  1. предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  2. характер взаимодействия со взрослыми;
  3. характер взаимодействия с другими детьми;
  4. система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В настоящее время изменилась среда развития ребенка: появилось множество новых каналов получения информации. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

- ПРС должна быть:

  • содержательно насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
  • трансформируемой (изменение предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д);
  • вариативной наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  • доступной;
  • безопасной.

Я организовываю детскую деятельность, в том числе самостоятельную в предметно-пространственной развивающей среде так, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, получать нужную информацию, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно, самодеятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск информации, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей информационно развивающее пространство. Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Материал в группе сосредоточен по образовательным областям. Это позволяет детям использовать полученные знания в новой обстановке. На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по знакомству с буквами «Учусь читать», «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные художественные материалы, аудиозаписи, иллюстрации и альбомы на разнообразные темы. Мною подобран дидактический материал, игрушки, книги, дидактические игры по развитию математических способностей. Дети свободно пользуются головоломками, дидактическим играми «Считай дальше», «Больше-меньше» и т.д., цветными пробками (сортировка по цвету, счет, составление узоров), книгами по математике, линейками, фломастерами, мешочками со счетными камешками, шишками, желудями. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в группе сосредоточены наглядные пособия — схемы, таблицы, лабиринты, кроссворды модели, карточки с условными обозначениями, иллюстративный материал, технические средства обучения (использую обучающие мультфильмы, как в НОД, так и в свободной деятельности ребенка. Звуковые записи шелеста листьев, плеска воды, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

В группе мы организовали «мини — лабораторию» — это новый элемент развивающей образовательной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, получения новой информации. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.

Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью.

Чтобы помочь детям в придумывании рассказов и историй мы изготовили с детьми моноколлаж «Сказочный замок» на иллюстрацию изображающую замок наклеили отдельные предметные изображения (рыб, цветы, принца, принцессу, птиц и т.д.) вырезав их предварительно из других картинок. Завершая, таким образом, изображения, по которому дети придумывают рассказы или сказочные истории. ЗАДАНИЕ: составить рассказ или сказочную историю, за основу сюжета использовать содержание моноколлажа. Обязательно творческий рассказ должен быть озаглавлен.

Работа над моноколлажом проводиться в течение месяца, с добавлением новых предметов.

Для речевого развития используем коллажи, «экспресс» — таблицы, — это учебный материал, выполняющий следующие задачи:

закрепление различных методов запоминания;

развитие фотографической памяти;

расширение словарного запаса, образного восприятия;

развитие связной речи;

Главная задача коллажа — соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию. Облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Прием мнемотехники используем при работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить.

Этапы работы с мнемотаблицами:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Даю детям практические задания, раскодируйте стихотворение. И наоборот кодируем стихотворение (в рисунках). Дети работают индивидуально или небольшими группами.

Работая группами, дети учатся договариваться, обмениваться информацией, распределять действия при сотрудничестве, взаимодействовать и учиться друг у друга (а не только у взрослого), рождает открытость, доверие, создает эмоционально значимые для детей ситуации.

практические задания работа со сказками

«Назовите сказку, восстановите её содержание по пиктограммам»

«Закодируйте в рисунках сказку «Репка», восстановите её содержание по пиктограммам»

В группе организован физкультурно – оздоровительный центр, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование необходимый для развития движений: мячи, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, массажеры. Подобная предметно пространственная развивающая среда способствует всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал, действовать им в определенной последовательности, бережно относится к играм и игрушкам и аккуратно складывать их по окончании деятельности.

Таким образом, организация информационной образовательной среды в группе с учетом ФГОС даёт возможность наиболее эффективно получать информацию развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. А самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Просмотров: 644
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Еникеева Людмила Николаевна. Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
  • Кузьмина Татьяна Алексеевна. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (ФГОС ДО)
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Низсковских Светлана. Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь