Составители: Золотова В.В.; Федорова Е.С.; Синельникова Н.И.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.
Нашу группу посещают дети с различными двигательными нарушениями.
Скачать конспект
Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, затрудняют развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения.
Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия по всем образовательным областям, в том числе и для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
В своей работе с детьми, мы постарались включить работу по развитию мелкой моторики в различные виды деятельности и для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность с детьми; — индивидуальная работа с детьми; — свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений в нашей группе была создана специальная коррекционно-развивающая среда.
Погремушки
Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки для захватывания и удержания. Развивают интерес к игре, зрительное сосредоточение.
Тренажер «Обруч с подвесками»
Используется для детей с тяжелыми двигательными нарушениями с целью развития движений, зрительно –моторной координации и выявления знаний у ребенка.
Игрушки -потягушки. Играя с этими игрушками дети учатся выполнять целенаправленные действия с предметом, совершенствуют навыки хватания, ползания.
Игрушки-подвески. Развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, навыки хватания и удержания. Развивают интерес к игре.
Развитие тактильных ощущений.Тактильная корзина (в которой находятся предметы различной фактуры), перчатки для самомассажа, природный материал, массажеры.
Магнитный планшет. Для работы используем магнитные доски различных размеров. Планшет можно расположить на столе или прикрепить к мольберту. Действуя с магнитами ребенок самостоятельно или с помощью создает картину. При этом развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, любознательность, творческая активность.
Звуковые коврики и книжки. Развивают интерес к окружающему миру, зрительно-мотроную координацию, мелкую моторику.
Материалы М.Монтессори. Развивают мелкую моторику, подвижность пальцев и кистей, мышечную силу рук.
Игры с прищепками
Бросание предметов в различные емкости (банки, бутылочки)
Открывание и закрывание крышек, счеты, вкладыши, изготовление бус.
Игра «Сортировка»
Игры с резиновыми игрушками.
Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят положительные результаты:
- Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- Улучшается речь.
- Развивается память, мышление, внимание.
- Улучшаются движения пальцев руки.
- Определяется ведущая рука.
- Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
- Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
- Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов
|