Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС

  • Коробейникова Е.Л., воспитатель;
  • Мотоусова О.В., воспитатель;
  • Сенникова Н.А., учитель-логопед

МАДОУ «Росинка», г. Новоуральск

Современное дошкольное образование предусматривает его вариативность, которая обеспечивает переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Развитие современного дошкольника совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в различных культурных практиках.

 

Скачать конспект

Возможности для социально-культурной и образовательной адаптации детей обеспечивает грамотно организованная и адекватно используемая развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает склонности, интересы, уровень развития и активности каждого ребенка.

В этом учебном году нашу группу посещают дети 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей снижены коммуникативные, а значит, и познавательные возможности, отмечается яркое проявление разных темпов развития. Поэтому, создавая и обогащая развивающую предметно-пространственную среду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендаций авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей», мы ставили перед собой следующие задачи.

  1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, учитывая индивидуальные особенности, потребности, возможности и интересы ребенка.
  2. Разработать этапы создания развивающей предметно-пространственной среды, подобрать материалы, оборудование и приемы, используемые для реализации различных культурных практик с целью: поддержки детской инициативы; развития интереса к самостоятельной и совместной деятельности; создания условий для развития коммуникативных навыков; развития познавательного интереса и обеспечения зоны ближайшего развития.
  3. Способствовать созданию единого образовательного пространства и сотрудничеству детей и взрослых (педагогов и родителей) для успешной реализации проекта.

Опираясь на культурологический подход, педагоги группы организовали развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с основными культурными практиками (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, двигательная активность, чтение художественной литературы, коммуникативный тренинг), полки и контейнеры с оборудованием промаркировали специальными значками соответствующей культурной практики.

С учетом принципа доступности была подобрана мебель с открытыми полками, соответствующую росту детей;

Придерживаясь принципа гибкого зонирования, мы разделили группу на три зоны: для спокойной деятельности, активной деятельности, рабочее пространство; все зоны полифункциональны, имеют гибкие границы, трансформируются и варьируются исходя из интересов детей;

Согласно принципу насыщенности среды, в каждой зоне разместили необходимое оборудование и материалы, соответствующие интересам детей, их возрастным особенностям и содержанию программы, использовали материалы пособия «Детский календарь» для создания новых вариантов игр.

Что нового мы внесли в развивающую предметно-пространственную среду, работая в течение 4-х месяцев 2016-2017 учебного года по

программе «Миры детства: конструирование возможностей»?

Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания. Поэтому пространство группы и все игровое оборудование обозначено специальными значками – семантическими маркерами. Всего их семь, каждый из них обозначает определенную культурную практику, имеет свой цвет (семь цветов радуги), геометрическую форму и несет в себе краткую и четкую информацию.

В целях активизации познавательной активности детей мы дополнили наш «сенсорный центр» игрушками- «шумелками», а также героями группы – Листовичками, сшитыми родителями и наполненными различными материалами: хрустящим целлофаном, мягкой ватой, перекатывающимся горохом, звенящими пробками.

Для повышения интереса к книге и словотворчеству в группе была создана книжка-самоделка «Сказки Листовичков», оформленная с помощью картинок из «Детского календаря» и хранящая в себе сказки, придуманные детьми совместно со взрослыми.

Обогащению словарного запаса, развитию простой фразы и небольшого диалога у детей с речевыми нарушениями и, конечно же, формированию познавательного интереса, коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками способствуют настольно-печатные игры, изготовленные из материалов дидактического пособия «Детский календарь».

Из одних и тех же картинок мы совместно с родителями создали разные виды игр: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Ходилки-бродилки». На совместной детско-родительской игротеке взрослые и дети познакомились с новыми вариантами игр и получили возможность поиграть дома, всей семьей, с одними и теми же картинками по-разному, что способствовало повышению интереса и детей, и родителей к «детскому календарю» и увеличению количества приобретенных календарей до 100%.

В развивающей предметно-пространственной среде группы активно работают такие пособия как «Природный календарь», «Река времени» и «Календарь событий», которые помогают планировать и фиксировать различные виды деятельности, природные явления и значимые события.

С целью накопления и обобщения информации по теме «Осень» в нашей группе детьми, педагогами и родителями создан лэпбук – тематическая папка с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, обыгрывать и т.д.

Постепенно заполняя папку, мы выполняли увлекательные задания, проводили наблюдения, изучали, анализировали и систематизировали найденный материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.

Наблюдая за деятельностью детей в различных культурных практиках внутри созданной среды, мы можем отметить следующие факты: положительный эмоциональный настрой детей в группе; отсутствие конфликтов среди детей; стремление детей к общению и совместной деятельности; наличие продуктов детской деятельности; положительная динамика развития детей; невысокий уровень шума.

Таким образом, в группе для детей пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рекомендациями авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей» и обеспечивает полноценное развитие детей в различных культурных практиках.

Просмотров: 821
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Редикульцева Оксана Александровна. Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Еникеева Людмила Николаевна. Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Грехова Галина Сергеевна. Предметно-пространственная развивающая среда – как основа реализации образовательной программы ДО
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Световая Марина Игоревна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи «Страна Изобразительного искусства»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
  • Кривдина Анастасия Олеговна. Сенсорное воспитание детей по средствам развивающей предметно-пространственной среды
  • Германова Людмила Филипповна. «Взаимодействие с родителями по формированию и созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада по ФГОС»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь