- Коробейникова Е.Л., воспитатель;
- Мотоусова О.В., воспитатель;
- Сенникова Н.А., учитель-логопед
МАДОУ «Росинка», г. Новоуральск
Современное дошкольное образование предусматривает его вариативность, которая обеспечивает переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Развитие современного дошкольника совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в различных культурных практиках.
Скачать конспект
Возможности для социально-культурной и образовательной адаптации детей обеспечивает грамотно организованная и адекватно используемая развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает склонности, интересы, уровень развития и активности каждого ребенка.
В этом учебном году нашу группу посещают дети 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей снижены коммуникативные, а значит, и познавательные возможности, отмечается яркое проявление разных темпов развития. Поэтому, создавая и обогащая развивающую предметно-пространственную среду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендаций авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей», мы ставили перед собой следующие задачи.
- Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, учитывая индивидуальные особенности, потребности, возможности и интересы ребенка.
- Разработать этапы создания развивающей предметно-пространственной среды, подобрать материалы, оборудование и приемы, используемые для реализации различных культурных практик с целью: поддержки детской инициативы; развития интереса к самостоятельной и совместной деятельности; создания условий для развития коммуникативных навыков; развития познавательного интереса и обеспечения зоны ближайшего развития.
- Способствовать созданию единого образовательного пространства и сотрудничеству детей и взрослых (педагогов и родителей) для успешной реализации проекта.
Опираясь на культурологический подход, педагоги группы организовали развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с основными культурными практиками (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, двигательная активность, чтение художественной литературы, коммуникативный тренинг), полки и контейнеры с оборудованием промаркировали специальными значками соответствующей культурной практики.
С учетом принципа доступности была подобрана мебель с открытыми полками, соответствующую росту детей;
Придерживаясь принципа гибкого зонирования, мы разделили группу на три зоны: для спокойной деятельности, активной деятельности, рабочее пространство; все зоны полифункциональны, имеют гибкие границы, трансформируются и варьируются исходя из интересов детей;
Согласно принципу насыщенности среды, в каждой зоне разместили необходимое оборудование и материалы, соответствующие интересам детей, их возрастным особенностям и содержанию программы, использовали материалы пособия «Детский календарь» для создания новых вариантов игр.
Что нового мы внесли в развивающую предметно-пространственную среду, работая в течение 4-х месяцев 2016-2017 учебного года по
программе «Миры детства: конструирование возможностей»?
Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания. Поэтому пространство группы и все игровое оборудование обозначено специальными значками – семантическими маркерами. Всего их семь, каждый из них обозначает определенную культурную практику, имеет свой цвет (семь цветов радуги), геометрическую форму и несет в себе краткую и четкую информацию.
В целях активизации познавательной активности детей мы дополнили наш «сенсорный центр» игрушками- «шумелками», а также героями группы – Листовичками, сшитыми родителями и наполненными различными материалами: хрустящим целлофаном, мягкой ватой, перекатывающимся горохом, звенящими пробками.
Для повышения интереса к книге и словотворчеству в группе была создана книжка-самоделка «Сказки Листовичков», оформленная с помощью картинок из «Детского календаря» и хранящая в себе сказки, придуманные детьми совместно со взрослыми.
Обогащению словарного запаса, развитию простой фразы и небольшого диалога у детей с речевыми нарушениями и, конечно же, формированию познавательного интереса, коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками способствуют настольно-печатные игры, изготовленные из материалов дидактического пособия «Детский календарь».
Из одних и тех же картинок мы совместно с родителями создали разные виды игр: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Ходилки-бродилки». На совместной детско-родительской игротеке взрослые и дети познакомились с новыми вариантами игр и получили возможность поиграть дома, всей семьей, с одними и теми же картинками по-разному, что способствовало повышению интереса и детей, и родителей к «детскому календарю» и увеличению количества приобретенных календарей до 100%.
В развивающей предметно-пространственной среде группы активно работают такие пособия как «Природный календарь», «Река времени» и «Календарь событий», которые помогают планировать и фиксировать различные виды деятельности, природные явления и значимые события.
С целью накопления и обобщения информации по теме «Осень» в нашей группе детьми, педагогами и родителями создан лэпбук – тематическая папка с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, обыгрывать и т.д.
Постепенно заполняя папку, мы выполняли увлекательные задания, проводили наблюдения, изучали, анализировали и систематизировали найденный материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.
Наблюдая за деятельностью детей в различных культурных практиках внутри созданной среды, мы можем отметить следующие факты: положительный эмоциональный настрой детей в группе; отсутствие конфликтов среди детей; стремление детей к общению и совместной деятельности; наличие продуктов детской деятельности; положительная динамика развития детей; невысокий уровень шума.
Таким образом, в группе для детей пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рекомендациями авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей» и обеспечивает полноценное развитие детей в различных культурных практиках.
|