Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».

«Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».«Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».

Ибрагимова С.З. МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

Проблема развития этнотолерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта позволяют учитывать этнокультурную ситуацию развития детей дошкольного возраста.

Региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предполагают воспитание и развитие качеств личности на основе принципов этнотолерантности. В решении задач развития этнотолерантности особая роль отводится дошкольному образованию. Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка. Дошкольные образовательные учреждения обладают огромным развивающим потенциалом, однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к развитию этнотолерантности у дошкольников.

 

Скачать: «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста» (полный конспект)

Цель исследования: выявить и обосновать процесс проектирования образовательной среды и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность как средства развития этнотолерантности у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. изучить состояние проблемы исследования в психолого- педагогической литературе, обосновать ее актуальность и на этой основе уточнить понятия «проектирование образовательной среды», «этнотолерантность детей старшего дошкольного возраста»;
  2. определить критериально — уровневую характеристику этнотолератности дошкольников для выявления ее исходного уровня;
  3. разработать и апробировать проект образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом на всех этапах в процессе выступлений на научно практических конференциях разного уровня.

Этнотолерантность детей дошкольного возраста, рассматривается нами как интегративное качество личности, обусловливающее желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности; способность к восприятию многообразия мира.

«Проектирование образовательной среды» это целенаправленная деятельность по созданию проекта взаимосвязи условий и влияний участников педагогического процесса, развивающей предметно пространственной среды ДОУ и определения механизмов реализации педагогической технологии развития этнотолерантности детей дошкольного возраста.

Исследование исходного уровня развития этнотолерантности у старших дошкольников осуществлялся комплексом методов исследования:

беседы, экспериментальные ситуации, наблюдение за игровой деятельностью дошкольников. С целью изучения отношения взрослых (воспитателей и родителей) к развитию этнотолерантности у детей, проводилось анкетирование (адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, СТ. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной) Проведенное исследование уровня развития этнотолерантности у дошкольников свидетельствует о необходимости проведения специальной работы в условиях образовательного учреждения. У дошкольников наблюдается отсутствие знаний о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. Не опираются на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Не проявляют эмпатию к культуре и истории разных этносов, но действуют позитивно к представителям других этносов.

На основании полученных данных был разработан и апробирован проект образовательной среды. Алгоритм проектирования образовательной среды развития этнотолерантности детей дошкольного возраста в ДОУ складывается из: социального заказа; уровня дифференциации детей в ДОУ; конструирования компонентов образовательной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста; анализа эффективности образовательных услуг.

Образовательная среда развития этнотолерантности дошкольников в ДОУ состоит из:

  • взаимодействия участников педагогического процесса;
  • развивающей предметно-пространственной среды;
  • педагогической технологии.

Одним из компонентов образовательной среды является педагогическая технология развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста. Нами была составлена педагогическая технология, которая строилась с учетом образовательной программы и ФГОС.

Содержательный модуль технологии представлен тремя блоками: I блок – « «Кто Я?»; II блок — «Я — мы – Россия». III блок – «Земля — планета

людей».

Учитывая то, что в группу входят дети разных национальностей, для отбора содержания знаний о них был использован принцип контраста. Были

выделены части света Север и Юг. Подобный подход позволил показать существующие принципиальные сходства и различия между людьми разных

рас и национальностей. Для ознакомления с людьми разных национальностей и рас были выделены следующие компоненты: внешний вид людей, их

нравственные качества; жилище, труд, быт; природа.

Образовательный процесс строился так, чтобы при реализации разных видов деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира,

стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью

этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

Анализ экспериментальных ситуаций позволил обнаружить у большинства детей наличие выраженного, осознанного интереса к национальному. Представления детей приобрели углубленный характер, обогатился этнический образ в высказываниях детей. На заключительном этапе опытно-поисковой работы осуществлено изучение результативности. Для этого проведен сравнительный качественно-количественный анализ исходного и контрольного срезов, отражающих общую динамику развития этнотолерантности дошкольников.

Теоретическое изучение проблемы проектирования образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста и результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Анализ литературы показал, что в ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает развитие его этнотолерантности. Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений:

формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Актуальность изучения развития этнотолерантности в дошкольном возрасте обусловлена тем, что именно в этот жизненный период человек присваивает социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к нравственному отношению к людям, к самому себе, а также усваивает нормы поведения в обществе.

2. Этнотолерантность детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как интегративное качество личности, обусловливающее желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, способность к восприятию многообразия мира на основе знаний о культурных традициях разных народов; умений и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

3. Структуру этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно- поведенческого: — когнитивный, включающий представления о людях разных национальностей, о традициях, играх людей разных национальностей, проявление желания узнать об этом больше; — эмоциональный, определяет положительное устойчивое проявление этнотолерантного отношения к другим людям; * мотивационно-поведенческий, обеспечивает проявление терпимости

доброжелательности, эмпатии, милосердия по отношению к людям разных национальностей и культур.

4. В теории и практике педагогической науки накоплен значительный потенциал знаний о среде как одном из средств воспитания, обучения и развития человека. Под образовательной средой, ориентированной на развитие этнотолерантности детей дошкольного возраста, нами понимается система влияний, условий и возможностей развития этнотолерантности у ребенка дошкольного возраста, которая включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность предметно-пространственных характеристик и их практическую направленность.

Структурными единицами образовательной среды дошкольного учреждения выступают: этнокультурное познавательное содержание, эмоциональная и социально-культурная насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики и их практическая направленность.

5. На основе средового подхода разработан проект образовательной среды развития этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста, включающий: взаимодействие участников педагогического процесса; предметно-пространственные характеристики; педагогическую технологию развития этнотолерантности у детей.

6. Алгоритм проектирования образовательной среды развития этнотолерантности детей дошкольного возраста в ДОУ складывается из видов деятельности, инвариантных для различных структур образовательного менеджмента: социального заказа; уровня дифференциации детей в ДОУ; конструирования компонентов образовательной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста; анализа эффективности образовательных услуг.

7. Результаты проведенной опытно-поисковой работы показали эффективность проектирования образовательной среды, обеспечивающего развитие этнотолерантности детей дошкольного возраста.

В целом в данном исследовании, реализована его цель и решены все поставленные задачи.

Использованная литература

  1. Бабаева, Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками ?Текст? / Т.И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Ч.2. — РГПУ им А.И. Герцена, 2008.
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М.: 2003. С. 52
  3. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 3. -С. 249-262.
  4. Гришина, Г.Н. Приобщение детей к игровой культуре своего народа. В сборнике научных трудов: Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. / Г.Н. Гришина. — М.: Норма-М, 2010. — 67 с.
  5. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / сост.: А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. — 106 с.
Просмотров: 1082
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Стрелецкая Светлана Валентиновна. «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Чернышова И.А.. «Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста».
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь