В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОу; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
В связи с введением ФГОС ДО в Д0у пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в управлении развитием Д/С; созданию нормативно-правовой базы и системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) — ФГОС постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе педагоги теперь используют как новые технологии, так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые методы, интеграционный принцип, здоровье сберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в дошкольные учреждения. Имеются проблемы, как малого, так и большого масштаба. На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью. Но больше всего нас, педагогов, удручает материальное обеспечение внедрения ФГОС в ДО. В связи с недостатком материальных средств, оставляет желать лучшего организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОу. В большинстве детских садов нет современного, полифункционального, легко трансформируемого оборудования, обеспечивающего вариативность, доступность, безопасность использования, а порой, нет даже просто соответствующей росту детей мебели (большой процент мебели в ДОУ изношен и морально устарел).
Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника. Плохо разработан комплекс материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких творческих результатов педагогов.
Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
|