«Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста»
Чернышова И.А. музыкальный руководитель МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти
Игра – основная деятельность детей. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная музыкальная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения музыкального развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. (5 с.43).
Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.
Усвоение детьми привал игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.
Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направляется через непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в сравнении мелодий, звуков, в раскладывании картинок по жанрам; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в музыкальной деятельности, в характере взаимоотношений.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, в отсутствии хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношение воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.
Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения своих музыкальных способностей, для их активизации. При этом обнаруживаются недостатки и затруднения, испытываемые детьми. Педагог помогает их заметить и преодолеть.
Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отожествлена с упражнением, ибо основу её составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.
В процессе дидактической игры музыкальные способности активизируются, принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении – различных затруднений в развитии музыкальных способностей у отдельных детей.
Организуя индивидуальную дидактическую игру, педагог создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень развития музыкальных способностей.
Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. К.Тарасова делит музыкально-дидактические игры на:
- Сюжетно-ролевые;
- Настольные;
- Подвижные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный эффект.
Сюжетно-ролевые – это музыкально-дидактические игры имеющие определенный сюжет и роли, например, «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Веселый поезд».
Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина настольные музыкально-дидактические игры классифицируют на четыре вида:
- Игры, развивающие у детей звуковысотный слух ( «Качели», «Эхо», «Труба»);
- Игры, развивающие ритмические чувства ( «Петушок», курочки и цыпленок», «Ритмическое лото»);.
- Игры, развивающие тембровый слух ( «Угадай, на чем играю?», «Музыкальные инструменты»);
- Игры, развивающие динамический слух «Громко – тихо», «Кто самый внимательный»).
Подвижные игры – это хороводные, с элементами соревнования под музыку. В зависимости от дидактической задачи и развертывание игровых действий музыкально-дидактические игры Л.Н. Зимина подразделяет на три вида:
- Спокойное музицирование.
- Игры, типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных занятий.
- Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки в пространстве группой комнаты, двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а третья останавливается. После неоднократной смены звучания выступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист.
Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Прямое руководство происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый при этом выступает в роли лидера, побуждая ребенка к совместным действиям.
Косвенное руководство включает:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно принимать ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях
-формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для игр в небольшие группы по интересам и склонностям.
Исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, воспитатели и музыкальные руководители используют различные модели взаимодействия с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков, музыкальной деятельности детей:
- Взрослый – «лидер», Эта модель взаимодействия включает прямое руководство, при котором педагог личным примером побуждает ребенка к совместному музицированию, показывает исполнительские приемы, проводит с детьми игры;
- Взрослый – «партнер». В данной модели взаимодействия взрослый и ребенок вместе определяют варианты совместного участия, прогнозируя предполагаемый результат. В данной модели взаимодействия у ребенка развивается умение включаться в сотрудничество с партнером на основе совместных действий;
- Взрослый – «ведомый». Модель взаимодействия взрослого и ребенка предполагает создание такой ситуации, при которой ребенок руководит игрой, а педагог следует за ним.
Особое значение в развитии музыкальных способностей приобретают музыкально-исполнительские умения музыкального руководителя. От качества исполнения музыкального репертуара музыкальным руководителем во многом зависит уровень сформированности музыкального восприятия и музыкального вкуса детей, система их ценностных ориентаций в музыке.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогические коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами развития музыкальности; разъяснение
содержания и методов работы в проведении музыкально-дидактических игр в каждой возрастной группе; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей.
Формы взаимодействия педагогического коллектива включают:
Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-дидактические игры в свободное время;
Практические занятия педагогического коллектива по проведению игр;
Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми;
Выступления на педагогических советах по проблемам развития музыкальных способностей;
Проведение открытых музыкально-дидактических игр с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и ДОУ в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития.
Фомы взаимодействия музыкального руководителя с семьей ребенка:
- Индивидуальные беседы с родителями
- Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье
- Выступления на родительских собраниях, открытое проведение мероприятий
- Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребенка в семье
-Занятия – практикумы для родителей с целью их знакомства и обучения совместному музицированию с детьми.
Качество реализации музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей.
Для успешного выполнения задач музыкального образования детей воспитатель должен:
- знать теорию и методику проведения музыкально-дидактических игр
- знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении
- поддерживать творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности; обладать развитой музыкальной культурой.
Обновление содержания музыкально-дидактических игр на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к постоянному профессиональному росту, повышению своего педагогического мастерства, пополнению профессиональных знаний и умений, к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.
Таким образом, музыкально-дидактические игры являясь средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, имеют свои специфические особенности в структуре, видах и организации психолого-педагогических условий.
Литература:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., АПС РСФСР 1960
- Голщнова О. Игры в детском саду. – М., 1965
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. – М., 2000
- Игры с правилами в детском саду. – М., 1970
- Книман А.Г., Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983
- Кононова И.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982
- Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986
- Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7- лет. – М., 1983
- Новиков Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М,, 1998
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961
- Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1985
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978
|