Маслюк Светлана Павловна Музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с № 47» г. Ачинска, Красноярского края
Музыкально-дидактические игры являются средством музыкального общения и развития ребёнка. Они обогащают эмоциональный мир, способствуют развитию музыкально слуха, чувства ритма, воспитывают коммуникативные навыки и доброжелательное отношение друг к другу. В своей педагогической деятельности я очень часто использую музыкально-дидактические игры, изготавливаю их сама и вижу, как сильно повышается интерес воспитанников к занятиям. С большим желанием дети исследуют, придумывают, сочиняют, сравнивают, проявляют фантазию.
Для своих коллег я предлагаю несколько интересных игр, которые успешно апробированы в работе с дошколятами.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная семейка»
Игровой материал. Шумовые куклы-самоделки, сделанные из бросового материала, собранные в семейки по цвету (папа, мама, сынок и дочка)
Цель: Развитие чувства ритма, ориентации в пространстве, коммуникативных навыков.
Скачать конспект
Ход игры. В игре участвует вся группа. Дети по желанию выбирают себе шумовую куклу и становятся в общий круг. Музыкальный руководитель (воспитатель) объясняет детям условия игры, придумывая для всех воспитанников какой-нибудь один вариант исполнения, так как кукла не только шумит, но и может отстукивать ритм ножками по полу. Сначала дети исполняют музыку все вместе в общем кругу, но с окончанием должны собраться в музыкальные семейки по цвету. Далее игра продолжается, но музыкальный руководитель теперь предлагает новые задания для каждой семейки. Может быть и другой вариант, когда каждая музыкальная семейка придумывает свой вариант исполнения.
Музыкально-дидактическая игра «Варежки-подружки»
Игровой материал. Разноцветные варежки по числу играющих. У каждой пары варежек свой цвет и рисунок (большая пуговица, пришитая к тыльной стороне).
Цель: Слышать музыкальную форму, развивать чувство ритма, ориентироваться в пространстве, развивать коммуникативные навыки.
Ход игры. Участвует вся группа. Каждый ребёнок по желанию выбирает себе варежку и надевает её на правую руку. Музыкальный руководитель предлагает исполнить польку с очень простыми движениями (хлопки, кружение вокруг себя, притопы…) Польку лучше выбрать двухчастную, чтобы дети хорошо слышали смену частей и согласовывали свои движения с музыкой. С окончанием музыки нужно найти своей варежке подружку
(соединиться в паре по цвету и рисунку). Далее игра продолжается, но дети повторяют движения уже в своей паре.
Музыкально-дидактическая игра «Весёлый оркестр»
Игровой материал: Из яркой цветной ткани изготавливаем большой круг, на
него пришиваем небольшие круги из однотонной ткани (на них будут стоять разные музыкальные инструменты).
Цель: Развитие тембрового слуха, чувства ритма, коллективизма.
Ход игры: Играет подгруппа детей (8 человек). Воспитанники встают вокруг большого круга, где расположены музыкальные инструменты. На 1 ч. музыки дети маршем идут друг за другом напевая: «Мы по кругу идём, инструменты возьмём» -2р. Затем берут тот музыкальный инструмент, который оказался с ними рядом. Затем с инструментом в руках продолжают пение «Инструменты взяли, весело сыграли» -2р. Затем все вместе исполняем какую-нибудь весёлую музыку по выбору музыкального руководителя. Далее игра продолжается и в руках у ребёнка может оказаться другой музыкальный инструмент.
Дидактическая игровая полянка «С добрым утром!
Игровой материал. Из картонной коробки изготавливаем полянку, обклеиваем её бумагой с цветочками, на переднем плане изображаем заборчик. В центр коробки помещаем животных. Их вырезаем из бумаги, наклеиваем на картон и ламинируем. Крепим к нашим животным деревянные палочки и располагаем их на нашей полянке (во внутреннюю часть коробки заложен пенопласт).
Цель игры: Развитие уверенности и самостоятельности, танцевальной импровизации.
Ход игры. Для этой игры использую музыкальное приветствие
«Ну, здравствуйте, ребята!» Е. Кошкаровой.
-Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)
-Здравствуйте (дети)
-Как ваше настроенье? (взрослый)
-Очень хорошо! (дети)
-Пора нам заниматься! (взрослый)
-Да-да-да! (дети)
-Мы будем все стараться! (взрослый)
-Так же, как всегда! (дети)
Припев:
Будем танцевать (поют дети)
И песни распевать
Прошу ребята вас (поёт взрослый)
За мною повторять!
На проигрыш взрослый придумывает танцевальные движения, а дети повторяют за ним. Далее в игру включатся желающие дети, они выбирают себе любого героя на полянке, и все дети здороваются с выбранным героем как щенята, козлята, поросята, котята и так далее.
-Ну, здравствуйте, щенята…
-Ну, здравствуйте, козлята…
Ведущий ребёнок придумывает для всех детей танцевальные движения, соответствующие своему образу, а все остальные повторяют.
|