Доклад для воспитателей на методическом объединении на тему: «Центры по ОБЖ (предметно-пространственная развивающая среда) в группе младшего возраста по образовательной области «социально – коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель: Аширова Д.Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 (2 корпус) города Кузнецка, 2015 г.
1слайд Исходя из разделов по безопасности ( «Ребенок дома», «Ребенок и незнакомые люди», «Ребенок и улица») хотелось бы остановиться более подробно на разделе «Ребенок и улица». Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта -это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, и т.д. 2 слайд Поэтому Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Скачать: Доклад для воспитателей на методическом объединении на тему: «Центры по ОБЖ (предметно-пространственная развивающая среда) в группе младшего возраста по образовательной области «социально – коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО» (презентация)"
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3 слайд Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших.
В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаюсь4 слайд принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание 5, 6 слайд предметно-пространственно-развивающей среды в группе, которая включает: центр по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Страна Светофория». Это многофункциональный центр, где проводятся ОД, дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.
- Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, полицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибибо, звери. Режиссерская игра: игровое поле — дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
- Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, «Метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые и грузовые машины; картины: с изображением улицы города; перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Макет на столе (или на стене из ткани, дорога – машины, люди). Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога».
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор; перекресток на полу с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка машиниста, рули; на картоне – общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.
- Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Правильно-неправильно», Дорожное поле».
- Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
7 слайд С каждым годом содержание предметно пространственно-развивающей среды обновляется и усложняется. Центр безопасности «Страна Светофория» легко трансформируется и превращается в центр 8 слайд «Юный пожарный», «Я и незнакомец».
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, я решила разнообразить содержательность и вариативность предметно – пространственно- развивающей среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяю инновационные авторские дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей.
Мною были разработаны дидактические пособия, направленные на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах: 9, 10 слайд
Лэпбук «ПДД», «Дорожное панно», «Волшебный куб», «Дорожная клавиатура», «Собери транспорт», «Дорожное дерево загадок».
Продумываю разные варианты их использования в зависимости от возрастных особенностей, содержания программы и образовательной ситуации.
11 слайд Цель методических пособий: создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
12 слайд Задачи:
- Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта
- Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода
- Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор
- Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов
- Закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении
- Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения
- Обучать детей умению собирать из частей целое
- Развивать мелкую моторику, память, мышление
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Значительное место в обучении дошкольников уделяю игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
13 слайд «Дорожное панно» (используется как настенный, настольный или напольный коврик, все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются (с помощью липкой ленты) в зависимости от образовательной ситуации.
Дошкольники знакомятся с разными видами транспорта, машинами специального назначения, ориентируются на местности — где находятся детский сад, больница, школа, магазин и т. д. В более старшем возрасте дошкольники с дорожным ковриком могут работать в течение года: отгадывать загадки, расставлять дорожные знаки, моделировать дорожные ситуации и разрешать их. Выполнять разные задания: Например, правильно перейди дорогу и дойдешь до детского сада, помоги зайчику перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
14 слайд «Волшебный куб» — воздушный транспорт. Играя с кубом дошкольники знакомятся с воздушным транспортом, с его назначением, высотой полета, одновременно развивается и мелкая моторика (застежки, резинки, шнуровки, пуговицы, клепки и т. д) Дидактические игры, проблемные задания требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (из кубиков, пазлов) «Собери картинку» (из пластиковых крышек, на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки по группам, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
15 слайд Знания по ПДД закрепляю с детьми в театрализованной деятельности с участием героев сказок и мультфильмов, использую пальчиковый «Дорожная страна» и настольный театры «В гостях у Свистулькина». 16 слайд Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (форма, цвет, символ, его назначение. 17 слайд Такие игры способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики, эмоциональному восприятию. Театрализованные игры и представления развивают у детей познавательную активность, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают удовольствие от действий с куклами.
18 слайд Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это наглядный пример поведения на дороге. Сложно сформировать у детей основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не выполняют их.
Наши родители являются активными участниками педагогического процесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют вместе с детьми семейные портфолио, альбомы «Грамотные пешеходы», «Помощники светофорика», принимают участие в конкурсах, КВН, развлечениях по ПДД — это дает положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближает всех участников образовательной деятельности.
В работе с родителями использовала новую интересную форму «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению дошкольников основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной теме. Для закрепления программного материала, детям даю задания которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку про тот знак, который мы изучали". В группе оформлен 19 слайд центр для родителей «Осторожно дорога», где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки.
Таким образом, практическое использование материалов в течение пяти лет моего опыта работы показало положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я попыталась показать, как с помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно 20 слайд обучать дошкольников Правилам дорожного движения.
|