«Обучение детей безопасному поведению на дороге и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»
Григорьева Юлия Александровна Воспитатель МКДОУ д/с № 488 г. Новосибирск
С каждым годом скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Обеспечение безопасности движения – актуальная государственная проблема. Особое значение для ее решения имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов – детей. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге мы начинаем с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила поведения на дороге, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребность человека. В группе на учебный 2017-2018 год разработан перспективный план работы с детьми по ПДД. Содержание плана направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной деятельности, путем передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств. Обучение безопасному поведению на дорогах требует постоянного включения дошкольников в игровую самостоятельную деятельность.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, помним, что эта работа тесно связана с ориентировкой в пространстве и на себе (право-лево) и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Обучая детей правилам дорожного движения, используем разнообразные формы и методы работы:
- Беседы;
- Обсуждение ситуаций;
- Наблюдения;
- Экскурсии;
- Заучивание стихов;
- Чтение художественных текстов;
- Просмотр видеофильмов;
- Настольные дидактические игры;
- Развлечения с участием детей;
- Театрализованные представления.
- Ежегодная встреча с инспектором ГИБДД.
Систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и поведению на улице начинается с младшей группы и проводится по принципу «От простого к сложному». Дети получают знания на специально организованных занятиях, в совместной деятельности, а закрепляют в игровой, продуктивной, самостоятельной деятельности.
Младшая группа: учатся различать грузовые и легковые автомобили, понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора, ориентироваться в пространстве, различать проезжую часть дороги, тротуар.
Средний возраст: Знакомятся с понятие пешеходный переход, перекресток.
Старший возраст: Учатся различать дорожные знаки.
Работа по обучению детей правильному поведению на дороге и в транспорте проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.
Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим темам: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика» и др.
Прослеживается взаимодействие воспитатель-ребенок-родитель.
Знания, полученные детьми во время экскурсий, прогулок, бесед, наблюдений за транспортом, пешеходами уточняются, дополняются во время различных занятий (изодеятельность, математика, развитие речи, конструирование и др.), закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность то есть все качества необходимые для предупреждения опасности.
Особое внимании при изучении правил дорожного движения и предупреждения детского дорожного травматизма уделяем созданию предметно-развивающей среды.
В группе оборудовано место для игр, имеется дорожные знаки, светофор, макеты перекрестка, различные машины, дидактические игры, костюмы-накидки для сюжетно-ролевых игр.
На участке макеты различных видов транспорта, выносной материал.
На территории ДОУ имеется разметка (пешеходный переход, дорога с разделительной полосой, кольцевое движение, дорожные знаки и т. д.).
Работа с родителями (анкетирование, папки-раскладушки, беседы, совместные экскурсии, развлечения, изготовление атрибутов к играм и т. д.).
В группе и коридоре ДОУ наглядная информация по ПДД для детей и родителей.
|