Составила: Полуэктова Инна Сергеевна
Наш детский сад, МБДОУ д/с № 21 «Радуга», расположен в сельской местности с малым количеством автомобилей и неплотным дорожным движением, поэтому наши дети не имеют представления о полноценном дорожном движении. Поэтому, целью моей работы с детьми является формирование у дошкольников представлений о правильном поведении на дороге.
Для достижения цели необходимо решить целый ряд задач:
- сформировать у детей представления о Правилах безопасного поведения на дороге в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- сформировать у детей представления обо всех участниках дорожного движения;
- сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- воспитать у детей потребность быть дисциплинированными, внимательными, осторожными и осмотрительными на дороге.
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей и жителей слободы.
Скачать конспект
Для того, чтобы решить все эти задачи я использую инновационные технологии в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге. Все применяемые мной инновационные формы направлены на долгосрочное привлечение внимания детей к проблеме безопасности, сохранению жизни и здоровья воспитанников. Использование инновационных технологий заключается в моделировании предметно – пространственной развивающей среды. Для того чтобы ребенок мог ориентироваться на дороге, ему нужно дать возможность закрепить знания в реальной обстановке. В нашей слободе нет таких условий, следовательно, дети не могут применить полученные знания на практике. Из этой непростой ситуации необходимо было найти выход.
И я предложила — создать ППРС не только в одном, отдельно взятом кабинете, но и в детском саду в целом, так как является базовой площадкой. Для этого было решено создать развивающую среду на стенах длинного коридора, смоделировать ситуации по изучению дорожного движения и оформить методический уголок.
Создание развивающей среды на стенах помещения мне виделось в росписи стен обучающими сюжетными картинками.
Моделирование ситуаций по изучению дорожного движения заключалось в нанесении максимального количества дорожной разметки.
После того как в детском саду был организован целый «Авто городок», детям стало гораздо интересней на занятиях. Они стали лучше и быстрее ориентироваться, как на нашем макете в детском саду, так и на дороге.
Свою работу по формированию навыков безопасного поведения строю на следующих принципах:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода. В нашем детском саду одна разновозрастная группа, важно учитывать возрастные особенности детей и уровень психологического развития.
- принцип систематичности, последовательности и постепенности. Все знания, детям, необходимо преподносить постепенно и в определенной последовательности * от простого к сложному, иначе обучение будет не продуктивным.
- принцип связи обучения с жизнью. Ребенок будет лучше запоминать материал, если ему предлагать разрешить ситуации на примерах из окружающей его жизни.
- принцип доступности. Весь материал должен быть доступен для ребенка.
Детям лучше рассказать «своими словами», чем «научными терминами».
В обучении детей я использую проблемно – поисковую ситуацию. Этот метод обучения хорош тем, что дети могут сами находить ответ на поставленную задачу, например, «Где можно, а где нельзя…» (играть на дороге, переходить дорогу, кататься на велосипеде…).
Дети очень любят играть, поэтому я использую сюжетно – ролевые и дидактические игры: «Мы пассажиры», «Оказание первой помощи», «Поймай нарушителя», «Авто мульти», «Верно –неверно». В вечернее время дошкольники играют в настольные игры: «Азбука безопасности», «Правила дорожного движения»; «Автомобильная пробка». Лото «Дорожные знаки» и соревнуются на ловкость и умелость, поэтому я предлагаю им соревнования на тренажерах «За рулем».
В своей работе я часто использую ИКТ.
Материал лучше преподносить в сравнении, поэтому на некоторые темы я делала презентации «Играть опасно на дороге», «Дорожные знаки», «Я знаю правила дорожные».
Педагогический процесс я ставлю таким образом, что обучению ПДД уделяется внимание не только на занятиях по безопасности. Например, на ИЗО малышам предлагаю обучающие раскраски, а детям старшего возраста нарисовать тематические рисунки. В режимных моментах с ребятами изучаю художественную литературу, заучиваю с ним стихи на дорожную тематику. Среди популярных авторов Сергей Михалков и его «Дядя Степа». Никто не спорит о благотворном влиянии музыки на восприятие и развитие ребенка. В своей работе применяю интегрированные занятия по ПДД и музыки. Эти навыки помогают мне в подготовке флэш-мобов, которые я часто использую в своей практике. Детям нравится творческий процесс, они охотно участвуют в моих затеях.
Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы, а через них ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. В своей практике часто применяю мультимедийные и телекоммуникационные технологии. На занятиях использую такие мультфильмы как: «Смешарики», «Что такое светофор», «Пешеходный переход», «Где опасно играть», «Бравый Инспектор Мамочкин», «Следы на асфальте», "Робокар Поли» и другие, дети с удовольствием смотрят и стараются запомнить полученные знания.
Для закрепления материала или отработки правил безопасного поведения на дороге, я использую настольно – напольную игру (магнитно – маркерный макет) «Азбука дорог». С помощью этого пособия с дошкольниками отрабатываем все полученные знания, моделируем ситуации, ищем новые пути решения проблем.
В своей практике, я убедилась, что использование таких нестандартных форм, как экскурсия, целевая прогулка, встреча с агитбригадой ЮИД и с инспектором ГИБДД, вызывает у детей огромный интерес к данной теме.
Для того, чтобы дети могли реально ориентироваться на проезжей части, видеть и избежать опасность, я провожу обучающие экскурсии: «Зачем нужна искусственная неровность», «Пешеходный переход», «Нерегулируемый перекресток», «Велосипед на дороге», «Я иду по дороге».
С культурно- развлекательной программой, соблюдать правила дорожного движения, к дошкольникам приходит агитбригада отряда ЮИД. Они постоянно рассказывает детям о том, как правильно вести себя на дороге, какие правила необходимо соблюдать. Проводим совместные обучающие занятия. Отряд ЮПИД посещает школу с ответными выступлениями. ЮИД и ЮПИД очень дружны, но любят соревноваться, поэтому мы устроили им соревнования по настольным играм.
Кто может лучше рассказать про ПДД, как ни сам сотрудник ГИБДД. Сотрудники правоохранительных органов приезжают к нам с разъяснительными и агитационными беседами для детей и родителей.
Для того, чтобы получить положительный результат в обучении детей, я уделяю большое внимание профилактической работе с родителями. Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Личный пример взрослых, самый лучший способ обучения.
Моя работа с родителями заключается в ознакомлении их с программным содержанием обучения дошкольников правилам дорожного движения. Совместно с комиссией «За безопасность» разрабатываем план взаимодействия с семьей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Совещаемся об изменениях в ПДД и о принятии необходимых мер в детском саду по этому вопросу, разрабатываем агитационные листовки для проведения профилактических акций и памяток для родителей. Я провожу профилактические беседы «Сделай ребенка заметным», «Безопасная дорога в детский сад», «Зимняя дорога и ее опасности», «Мой ребенок велосипедист». Под моим руководством «Родительский патруль» проводит агитационную работу среди родителей «Фликер – безопасность для ребенка», «Как я привел ребенка в детский сад», «Пристегни ребенка». Родители вместе с детьми проводят акции «Вместе за безопасность детей», «Правила для водителей». Они помогают нам воспитывать в детях грамотного пешехода и рассказывают им о правилах перехода через дорогу. Еще, чтобы детям и родителям было интересно, проводим совместные родительские собрания, игры и занятия.
|