Мария Карпова, руководитель Русской образовательной студии РостОК (Уфа, Россия).
Вашему вниманию предлагается творческое занятие с детьми по этой теме Гжель, которое нацелено на практическое ознакомление со стилем гжельской росписи, а также на развитие фантазии и расширение словарного запаса у детей дошкольного возраста. Урок рекомендуется начать с показа фотографии гжельского изделия, сопровождаемый чтением стихотворения. В процессе занятия нужно научить детей различать и уметь описать разные оттенки синего цвета, запомнить название гжель, распознавать стиль гжельской росписи среди других.
Следует обратить особое внимание детей на расположение рисунка, научить располагать орнамент по центру, выстраивать композицию росписи, стремиться к симметричности узора.
В работе над поделкой исключительно важно использовать все рекомендуемые оттенки синего цвета. Следует направить внимание детей на анализ цветового строя, задавая наводящие вопросы о качественных признаках изделия, подробно описывая орнамент поделки. Одной из основных целей разговора должно стать вырабатывание связной речи, построение грамматически правильных предложений с обильным употреблением прилагательных.
Терминологический словарик
Скачать конспект
Новые слова: гжель, фарфор, сувенир, роспись, народный промысел, орнамент.
Оттенки цветов: кобальтовый, ультрамарин, небесный, королевский синий, полуночно-синий.
Для занятия понадобятся:
Белый пластиковый стакан, белая плотная бумага или белый картон, клей ПВА, кисть № 2–3, ватная палочка, фломастер синий, краски (гуашь или акриловые) – белая и краски из синей палитры в предлагаемом цветовом спектре:
полуночно-синий ультрамарин кобальтовый небесный королевский синий
Посмотри, какой красивый Чайник на столе стоит! И бочок его как небо – Краской синею покрыт.
Очень тонкий он и хрупкий, Белый, словно снег в метель, А за крышку его тронешь – Тут же звон услышишь: гжель!..
(Мария Карпова)
Что такое гжель
Гжель – это название знаменитого старинного русского промысла.
Гжельские изделия можно узнать по синей росписи на белом фарфоре.
Из фарфора делают разную посуду (чайники, чашки, тарелки, блюда), подсвечники, часы, сувениры и многое другое.
На гжельских изделиях рисуют цветы, розаны, листья, ягоды, птиц, завитки и сеточку, а иногда – дома и людей.
Гжель делают в деревнях недалеко от столицы России – Москвы.
Эти деревни называют «Гжельский куст».
Закрепляем знания о Гжели.
Ассоциативные упражнения на пополнение словарного запаса.
Упражнение 1. Поиск простых ассоциаций (сначала по два слова). Пример: гжель – фарфор, фарфоровый – чайник (тарелка и пр.), гжель – синий, синее – море, синее – небо, фарфор – белый, белый – снег, снег – Россия, Россия – Москва, Москва – «Гжельский Куст».
Упражнение 2. Создаём длинный ряд ассоциаций. Коллективное создание длинной цепочки ассоциаций. Пример: Гжель – фарфор – чайник – синие цветы – букет – розы – подарок – конфеты – чай – печенье – кухня – завтрак – новый день.
Упражнение 3. Главный признак. Подбираем краткую ассоциацию к заданному признаку. Пример: синий – цвет, фарфоровый – чайник, старинный – промысел, гжельская – роспись.
Упражнение 4. Невероятные ассоциации (игра). Первому участнику предлагается подобрать самую необычную ассоциацию для заданного слова. Подобранная ассоциация становится заданным словом для следующего игрока. Пример: гжель – пластиковый стакан, пластиковый стакан – наш урок, наш урок – синие краски, синие краски – гжель.
Закрепляем знания о цвете.
Игровые упражнения на пополнение словарного запаса и заучивание оттенков синего цвета.
Упражнение 1. Синий цвет в природе. Закрываем картинки правого ряда, оставляя видимыми только названия цветов и цветовую палитру. Детям озвучивается название цвета, затем предлагается подумать, где в природе и окружающем мире можно встретить подобный оттенок. После беседы показываются изображения правого ряда, обсуждается многообразие оттенков синего и их выразительная сила.
Дополнительные слова для заучивания: порода (рыбы), небеса, прожилки (на камне), васильки, полночь, полнолуние.
Упражнение 2. Гжельское колесо. Скатайте небольшой шарик из бумаги. Ребенку предлагается взять бумажный шарик и кинуть его на круг-спектр. Затем просите ребенка назвать оттенок синего цвета, на который попал шарик. После этого обсуждается, с каким явлением или объектом природы ассоциируется этот цвет (таким образом повторяются новые слова из упражнения 1).
В процессе занятия рекомендуется подталкивать детей к беседе, задавая наводящие вопросы, к примеру: Какой оттенок синего цвета тебе нравится больше всего? Нравятся ли тебе синие цветы? Видел ли ты васильки в природе? и т. п.
|