Авторы:
- Журавель Любовь Назаровна
- Канева Валентина Алексеевна
Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка — детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми
Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
- Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
- Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)
Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом).
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Ребенок:
В тихом Подмосковье Речка Гжелка бежит. Вдоль этой речушки Деревенька стоит.
Резные оконца, На крыше конек, Из чистого колодца Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут, Умельцы в той деревеньке живут: Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят.
Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.
На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.
Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь»)
Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
- Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)
Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.
Дети читают стихи и показывают посуду.
Чудо с синими цветками, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками.
На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка, Растут синие цветочки.
Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели? Поверить трудно: неужели, Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Какие розы и пионы На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны, Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Сине — белая посуда, Расскажи – ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела:
Голубыми, синими, Нежными, красивыми… Так, что глаз не оторвать, Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы Животные и птицы Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Ее название … (Гжель)
Сине-голубые Розы, листья, птицы, Увидев нас впервые, Каждый удивится.
Чудо на фарфоре Синяя капель. Это называется Просто роспись гжель.
П. Синявский
Чашки, чайники и вазы, отличите их вы сразу. Белый фон, снегов белей, Синий, небушка синей.
Кружевное это чудо Приехало к нам откуда?
(дети – из Гжели)
Музыка пение птиц.
Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей).
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)
- Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.
- Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.
Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.
Дети поют частушки. По полю гуляла я Три цветка я там нашла. Белый, синий, голубой…
Я любуюсь красотой. Дома краски я нашла, Синим глазки подвела, Щечки подрумянила…
Мама не ругай меня Юбку белую надела Синюю ленту заплела Вот какая стала я,
Полюбуйтесь на меня. На окошке два цветка, Синенький и беленький. Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой. Посмотрите на меня Платье с гжелью у меня Сине-белые цветы чудо
сказочной красы Я в окошечко смотрю На березку и на ель. Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель Мыла гжельскую посуду, Разлетелись брызги всюду. Брызги вытру, не беда!
Ох, посуда хороша! Мы пропели вам частушки Хорошо ли? Плохо ли? А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали. Ведущая читает стихотворение Гордятся в Гжели жители Небесной синевой.
Не встретите на свете вы Красоты такой!
Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.
Игра «Матушка Гжель»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.
После игры предлагают детям сесть на места.
Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная.
Драматизация сказки «Гжельская роза».
- Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:
- Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.
Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.
Говорит Иван:
- Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.
Удивился царь заморский и говорит:
- Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.
А Иван в ответ:
- Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.
В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.
Царь говорит своему садовнику:
- Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.
Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.
Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:
- Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.
И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.
Звучит русская лирическая мелодия.
Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет, Наша чудо Гжель — лазури хоровод! Эти синие цветы мы в узоры заплели, Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!
«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой
После исполнения дети продолжают стоять в кругу.
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!
А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.
Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.
|