Мастер – класс на тему: «Народные мастера»
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 116 «Солнечный» городского округа Тольятти
В рамках дня открытых дверей «Формирование толерантности как воспитательная задача музейной педагогики»
Подготовила и провела:
Воспитатель I категории
Вуколова Наталья Викторовна
11. 11. 2015 г.
Г.о. Тольятти
Мастер-класс по изодеятельности
«Народные мастера»
Скачать мастер-класс
Цель: Познакомить обучающихся с орнаментами татарского, башкирского, мордовского, чувашского народов, с их контрастной цветовой гаммой, разнообразием форм. Научить изображать выбранный орнамент, располагая элементы орнамента в композиции. Уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве народов Поволжья.
Материалы и оборудование: стенды, оформленные образцами декоративно -прикладного искусства народов Поволжья, карточки с элементами орнамента, посуда для росписи, кисти, гуашь, простые карандаши, записи народных мелодий
Ход:
Добрый день уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на своем мастер-классе! Предлагаю вам окунуться в мир прекрасного: познакомиться с орнаментами некоторых народов Поволжья!
Орнамент, в переводе с латинского — это украшение, узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера.
Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности формировался у народов постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, семена растений, вдавленные в сырую глину или землю. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.
Орнамент всегда отражал восприятие мира людьми. Каждый элемент орнамента имеет свое смысловое значение (показ карточек с элементами орнаментов и расшифровка их смыслового значения). По орнаменту легко можно определить к какому народу он принадлежит, и что хотели нам рассказать эти народы. Можно сказать, что орнаменты – это летопись времен, письма наших предков, дошедшие до нас из глубины веков.
Помимо декоративной и иносказательной функции, орнамент нес в себе и религиозное значение. Воротники, вырезы, края рукавов, подол одежды, украшенные орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома, делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш.
Сегодня, мы с вами познакомимся с орнаментами татарского, башкирского, мордовского и чувашского народов. Обратите внимание, что несмотря на разную народную культуру и историю, орнаменты имеют между собой сходство как в цветовой гамме, так и в элементах, что дает нам право предположить о едином восприятии мира народов Поволжья.
«В народном узоре _ цвет меда, пшеницы, Бескрайних лугов и степей красота, Цвет синего неба, земли плодородной, Цвет красных цветов, родников чистота. Мы слышим протяжную песню курая В сплетении цвета природы холста. В народном узоре – сэсэна сказанье И щедрость народа и его доброта.»
Специалист предлагает перейти к практической части и самостоятельно расписать посуду (тарелки), пользуясь подсказками (карточками с элементами орнаментов). Звучит аудиозапись с национальными народными песнями.
По ходу работы педагог оказывает индивидуальную помощь, помогает советами.
В завершении творческой деятельности педагог предлагает рассмотреть работы, совместно оформить красочную выставку, сфотографироваться.
|