- Копылова Светлана Анваровна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» ЗМР РТ
- Трофименко Полина Сергеевна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» ЗМР РТ
Аннотация к работе:
Основной контингент состава детей в логопедической группе на сегодняшний момент- это дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами, структурой слова, предложения в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие детей с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения. При включении такого ребенка в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Логопедическое сопровождение должно включать в себя все необходимые приемы, методы и концепции с учетом того, что дошкольное образование является фундаментом всего последующего. В соответствии с настоящими требованиями ФГОС обучение в детском саду должно дать в первую очередь психологическую готовность к ребенку к школе, ко взрослой жизни. Неотъемлемой частью здесь является профориентация.
Скачать конспект
Когда ребенок в непринужденной обстановке усваивает необходимые знания, овладевает определенными навыками. Здесь задействуются все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и продуктивная. У детей формируется положительное отношение к труду. Ребенок включается в систему социальных отношений. И вместе с тем, отношения между педагогами и детьми скорее партнерские. Не предусмотрена классическая рассадка детей за столами. На протяжении ОД дети перемещаются по всему периметру учебной зоны. Кроме того, роль педагога частично перенесена на самих воспитанников.
Осознание на себе определенной важной роли как нельзя лучше воспитывает самостоятельность и ответственность, значительно повышает активность дошкольников.
Ключевые слова: названия профессий, органов артикуляции, блюд, учебных принадлежностей, маленьких слов (предлогов), животных, музыкальных инструментов, цветов и оттенков, инструментов людей разных профессий.
Технологическая карта
Цель: профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.
Задачи:
Обучающие:
-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности; (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие)
-совершенствовать грамматический строй существительных, согласование с глаголом и числительным, словообразование), работа с предлогами, связь с существительными и глаголами; (речевое развитие)
Развивающие:
– развивать умение отвечать на вопросы распространенным предложением,
развивать связную речь; (речевое развитие)
-развивать артикуляционную моторику, логическое мышление, память; (познавательное развитие, физическое развитие)
Воспитательные: -воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда); (художественно-эстетическое развитие)
- воспитывать самоконтроль за речью; (речевое развитие)
- воспитывать умение работать в коллективе. (социально-коммуникативное развитие)
Логопед: -Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «доброе утро!» Поздороваемся с нашими гостями!
- Ребята, вот мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу, а теперь посмотрите по сторонам, как -то необычно стало в нашей группе, что- то странное стоит посередине, давайте подойдем поближе и посмотрим. Кто умеет читать — прочитайте!
Дети читают надпись: — «МАШИНА ВРЕМЕНИ»
— Действительно, перед нами настоящая машина времени. Здесь инструкция даже есть, что мы можем на 1 час отправиться в «Страну Взросляндию», в которой каждый ребенок может стать взрослым! Вам интересно побывать в такой стране? (ответы детей) — Ну тогда мы отправляемся в путь!!! (звучит космическая музыка, на слайдах появляются спецэффекты); музыка заканчивается и голос говорит: -
«Внимание! Машина времени совершила посадку в стране «ВЗРОСЛЯНДИЯ», просьба покинуть кабину.»
(Дети подходят к столу).
Первая наша остановка «Речевая»
(групповое пространство разделено на зоны).
(На слайде появляются: зонды логопедические, зеркало, кубик с буквами).
-Проектор нам что-то показывает. Вам знакомы эти предметы?
- Как вы считаете, кому нужны для работы эти принадлежности?
(Логопеду). Сегодня Егор у нас логопед. (Надеваем шапочку). Он проведет с вами занятие.
(дети рассаживаются вокруг стола.)
Егор-логопед: — Язычок мы разминаем и профессии вспоминаем!
Логопед: -Логопед научит язычок вправо-влево, вверх и вниз, только ты не торопись!
У художника есть кисть, вперед -назад он водит ей, язычок ты не жалей!
Художник рисует круг- не отставай, мой друг!
Музыкант играет на пианино, зубки ты перебирай, на пианино ты играй!
Есть гитара, например, язычок ты не жалей и по зубкам-струнам бей!
Ветеринар поможет собаке-завиляет она хвостом,
Скажет «спасибо» потом-
Быстро язычком води, за ним внимательно следи!
У учителя указка-тяни язычок вперед без подсказки!
Повар делает нарезку, кусаем язычок мы резко.
Сварит кашу и компот- открывай пошире рот!
Егор- все молодцы! Язычок очень постарался и отлично размялся!
Вторая остановка «Вкусная»
- Логопед: — Мы с вами перешли на следующую остановку. Давайте подойдем поближе к столу и рассмотрим что находится на нем. (Половник, шумовка
кастрюля, дуршлаг, разделочная доска, терка). -Кому же нужны все эти предметы?
Ралина: — Как вы уже догадались, я- повар! Посмотрите, что я приготовила для вас. (На столе имитация блюд).
Повар- Ралина использует наводящие вопросы: Как называется этот суп? А каша из пшена, значит она какая? Посмотрите, из чего компот? Значит он какой?
(гречневая каша, гороховый суп, яблочный компот и т.п.)
Ралина: -Молодцы!
Третья остановка «Школьная»
Педагог 1:- А теперь самая важная для вас профессия, ребята, ведь вы скоро станете учениками! (на слайде указка, глобус, журнал). – Что вы теперь видите? Человеку какой профессии нужны эти принадлежности?
(Учителю).
-У учителя тоже есть для вас занимательное задание.
Зарина: — Посмотрите, какие интересные изображения. На каждом рисунке- буква. Догадались, что это за буква? Это маленькое слово! Я научу вас сегодня составлять предложения и словосочетания с предлогами.
- банка, внутри буква с (в) — Банка с таблетками; в банке таблетки
- дверь с надписью за- За дверью врач. Стул с надписью на- На стуле сидит музыкант.
- кисточка с надписью с (в) — Художник с кистью. Художник макает кисть в краску.
- сумка-переноска с надписью в (из) — Кошка сидит в сумке-переноске. Кошка выпрыгнула из сумки-переноски.
- пенал с надписью в- В пенале лежат учебные принадлежности. Карандаш с надписью за- Карандаш закатился за тумбочку.
- кастрюля с надписью под (в) — повар положил под кастрюлю салфетку.
В кастрюле вкусный суп.
Зарина: — Как здорово вы сочиняете предложения! К школе вы готовы!
Четвертая остановка «Добрая»
-Опять проектор что-то нам показывает!
- Посмотрите, а этими принадлежностями кто пользуется? (на слайде шприц, бинт, скальпель).
- Тоже очень нужная профессия- ветеринар.
Дима: — Посмотрите, как много животных пришло ко мне на прием! Помогите мне их сосчитать!
Логопед: — Все животные на разных этажах!
(один слон, две курицы, пять лис и т.п.)
Игра проходит на кругах Луллия- первый круг с предметами в единственном числе, второй- с животными в количестве 2-3-4, третье – в количестве от пяти.
Логопед: — Но что-то очень много животных сегодня на приеме у нашего доктора! Он совсем запутался!
Дима: -Да, да, я совсем запутался! Внимательно посмотрите на изображения и скажите, чей хвост вы видите? (Кошачий, лошадиный и т.п. — появляется на слайде изображение хвоста, затем животное целиком). Дима: — Спасибо, ребята!
Пятая остановка «Музыкальная»
Воспитатель: — Прислушайтесь, какой красивый звук! А угадайте, какой музыкальный инструмент звучит! (пианино, скрипка, гитара, балалайка, барабан, труба).
-Догадались, как называется эта остановка? (Музыкальная).
Азат: -А я приготовил для вас картинки, по ним легко догадаться, какую профессию я загадал. (скрипач, пианист, гитарист, балалаечник, трубач, барабанщик).
Азат: -Вы такие молодцы! И вот мой подарок для вас- веселая песенка. Берите инструменты, сейчас и вы сможете почувствовать себя музыкантами (песня с проигрыванием на музыкальных инструментах ритмического рисунка «Добрый мастер» (дети выступают в роли оркестра. Парами- берут ложки, бубны и колокольчики. Проигрывают музыкальный ритм песенки).
Шестая остановка «Красивая»
(Угадывают профессию)
Саша: — Я нарисовала картину на мольберте, но на нее случайно попала весенняя капель и изображения размыло. Но я знаю, что вы все равно догадаетесь, что было нарисовано? (Дерево, кусты, ручей, кораблик, подснежники).
Дети отвечают полными предложениями: Я увидел дерево. По ручейку плывет кораблик и т.д.
Воспитатель: — Ребята, а как можно улучшить эту картину, как мы можем помочь нашему художнику? Нарисуем свое настроение!
-Сейчас мы возьмем волшебные краски и раскрасим эту картину. Вы узнаете, что смешав два или три цвета на палитре художника, можно получить совершенно новый оттенок цвета!
(украшают картину методом макания в гуашь кусочков салфетки и нанесения на полотно)
Саша: — Как здорово получилось! Спасибо вам за помощь!
Рефлексия.
Педагог 2: -Вот и закончилось наше путешествие по стране «Взросляндия». Пора возвращаться обратно. Давайте пройдем в машину времени и вернемся в нашу группу, а пока мы будем лететь- расскажите, вам понравились ваши профессии? А чем они вам понравились? Какую профессию вы считаете самой главной? (Дети делают вывод, что все профессии важны! Ни одна профессия не может существовать без других профессий. Нам нужны люди разных профессий!)
(Звучит космическая музыка музыка)
-Мы снова в нашей группе!
|