Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Канаш
Воспитатель: Яковлева Зоя Валериевна Канаш — 2018
Программное содержание: познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»; развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию; воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам).
Подготовительная работа:
- Чтение произведений П.П. Бажова «Каменный цветок», К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
- Выполнение заданий по книге для развития №4 «Мастера и рукодельницы»;
- Заучивание стихов и пословиц, русских хороводных игр;
- Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История тряпичной куклы».
Цель и задачи:
Скачать конспект
Образовательная область «Познавательное развитие»: познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой; продолжать знакомить детей с традициями русского народа; актуализировать и дополнить знания о мастерах и рукодельницах.
Образовательная область «Речевое развитие»: развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя; раскрыть яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа; научить детей изготавливать тряпичную куклу-пеленашку; прививать уважение к людям труда; формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе; формировать у детей интерес к культурным традициям своего народа; развивать эмоциональную отзывчивость.
Методические приемы: игровой сюжет, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, смена статического положения, звуковое оформление, рефлексия.
Материал и оборудование: презентация «Наша родина – Русь-матушка»; загадки про орудия труда, лоскуты ткани, атласные ленты.
Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме, и дети входят в зал, встают в полукруг.
Хозяюшка: — Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: — Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Хозяюшка: — Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Хозяюшка: — Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка
Хозяюшка: — Посидим рядком поговорим ладком. Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: — Россия.
Хозяюшка: Наша Родина – Русь — матушка. Так с любовью называли её наши предки.
Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси?
Дети: — Да, хотим.
- Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку”
Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана.
По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
Хозяюшка:
- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
- Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.
- Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой; пекли пироги в жарких русских печах.
- Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
- Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.
- Создавали оригинальные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же, все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
Хозяюшка: — Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела.
Хозяюшка: — Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница? (Кто шьет, вяжет, вышивает...) И мы, ребята, с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы.
- В давние времена, мастерицы — рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи. Вязали эти красивые и теплые вещи из овечьей шерсти.
- Давайте внимательно рассмотрим их работы. Посмотрите, какая красота!
- Прядение
- Плетение
- Ткачество
- Шитье
- Вышивка
- Все это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет.
- Ребята, а кто такой мастер? (Ответы)
- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
- Послушайте, пожалуйста, народную поговорку «Мастер своего дела». Как вы это понимаете? (Ответы детей)
- Да, они в одном, своем деле, именно в своей профессии талантливы: если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт. Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока. Если он плотник, то он сделает качественную мебель.
- А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)
-Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и мебель сколотить, и пирогов напечь, и т.д.
- Дети, во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров.
- Каждая профессия важна и уважаема. Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу всем людям.
- Издавна существует традиция передачи опыта мастерства от старших к младшим. Часто, если в семье мама портниха, то дочь становилась швеей; в семье гончаров дети часто становились гончарами.
- Чтобы стать хорошим мастером надо любить свою профессию и правильно выбрать её. Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет? (Ответы детей)
- В каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся.
Дидактическая игра «Отгадай загадки»
Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда
У конька, у горбунка – Деревянные бока, У него из-под копыт Стружка белая летит.
(рубанок)
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым.
(краски и кисть)
Железная рыбка ныряет, А хвост на волне оставляет.
(иголка с ниткой)
Ни минуты не молчал, Все стучал, стучал, стучал.
(молот)
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поет заливается. А как называется?
(скрипка)
Хозяюшка: — Ребята, на посиделках люди работали, веселились, делились своим трудовым опытом. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому — пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?
1-й ребенок: Терпение и труд все перетрут.
2-й ребенок: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
3-й ребенок: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
4-й ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
5-й ребенок: Труд кормит, лень портит.
6-й ребенок: Без нитки да иголки шубы не сшить.
7-й ребенок: Делу время, а потехе — час.
8-й ребенок: Все скоро сказывается да не скоро дело делается.
Хозяюшка:
- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:
Все: «Гуляй смело».
Хозяюшка: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.
Засиделись наши ножки, Надо их размять немножко. В круг скорее вы вставайте, И дружнее попляшите!
«Русский народный танец»
Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:
Ой, ребята, посмотрите! У нас в мастерской сундук стоит. Я уверена, много тайн он хранит К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду. Достаёт из сундука тряпичную куклу.
Хозяюшка: — Ребята, а это самая старинная русская кукла – пеленашка. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.
- А, Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все они разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы).
- А, вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах, которые сейчас у нас есть. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.
- До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.
- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? Мы с вами уже заранее ее сделали, нам только остается ее запеленать.
- Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток.
- Положите лоскуток перед собой так ромбиком, чтобы сверху был один уголок. Загнём верхний уголок вниз, свернем левый и правый уголки к центру, а нижний угол поднимем вверх. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку).
Самостоятельная работа под народную музыку.
Хозяюшка: — Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. Ой, какие красивые куколки у Вас получились, значит очень постарались. Дорогие мои, недаром люди говорят «Каков мастер, такова и работа».
Хозяюшка:
Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! И чтоб было нам веселей, Не забудем таких мы корней!
Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою!
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную мелодию «Чижик-пыжик».
(Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют):
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь? - Попрыгаю, попрыгаю! - А ты ножками подрыгаешь? - Подрыгаю, подрыгаю!
- А ты ручками похлопаешь? - Похлопаю, похлопаю! - А ты ножками потопаешь? - Потопаю, потопаю!
- Ручками помашем? - Помашем, помашем! - А потом попляшем? - Попляшем, попляшем!
По окончании дети встают в круг и строят «Пирамиду добра»
Хозяюшка: — Ребята, мы с вами сделали не просто куклу, а куклу оберег, поэтому мы их сегодня подарим нашим гостям, но сначала пожелаем что-нибудь хорошего и доброго.
- Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.
Начинает хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.
Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами: — Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! — подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.
Хозяюшка: — Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.
Хозяюшка:
Вот и посидели, Вот и поговорили, Вот и поработали, Вот и повеселились.
До свидания, гости дорогие, Приходите еще ко мне в гости.
Звучит народная музыка, дети выходят из зала.
|