Воспитатель: Игнашкина Юлия Андреевна ГБОУ Школа №1467 СП1
Ход занятия
Звучит фоновая заставка “Когда говорят о России”. (дети входят в зал)
Приветствие гостей.
Восп.
Во дворе капель в окно стучится. В комнате уютно и тепло. Мне сегодня что-то вдруг не спится, Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама сказы О хозяйке, что живет в горе. Вижу я Данилушку – и сразу Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я, как девочка Татьяна На шкатулку новую глядит, Как горы хозяйка Северьина Заковала в древний малахит…
И от этих сказов стало снова на душе так тепло и светло. В дальний домик дедушки Бажова На Урал меня перенесло.
Восп. Думаю, что все догадались: о ком пойдет речь.
Дети: (ответы детей)
Восп: Конечно, о Павле Петровиче Бажове и его сказах. Павел Петрович родился в дружной трудовой семье. Его отец и дед были горными рабочими, а мать – искусной кружевницей.
Взрослым человеком Бажов продолжал собирать уральский фольклор: работал учителем, а летом путешествовал, слушал, записывал предания горных рабочих и старателей, изучал историю края, народные ремесла, собирал пословицы и поговорки.
Много сказов написал Павел Петрович Бажов.
Восп: Ребята, а кто мне ответит «Сказка» и «Сказ» — это одно и тоже?
Дети: (ответы детей)
Восп: А чем они отличаются?
Дети: (ответы детей)
Восп: Много сказов написал П. П. Бажов. А кому они они были посвящены?
Дети: людям труда — уральским мастерам.
Восп: А какими ещё были люди, о которых писал Бажов?
Дети: чистые сердцем, честные, не жадные и т.д.
Восп: А сейчас ребята послушайте загадки и постарайтесь угадать о каких сказах Бажова говорится?
Загадки. (ответы дети могут найти на вывешенных постерах)
1)-Кольца, серьги, бусы в ряд
В той шкатулочке лежат
Вот шкатулочка открыта
Вся она из малахита.
(" малахитовая шкатулка")
2)- Это что ещё за змейка?
На неё взглянуть сумей-ка:
Объявилась, покрутилась,
И колечком закружилась.
("Голубая змейка")
3) Может это всё приснилось?
В огне девочка явилась
Вот весёлая девчушка,
Ловко скачет "поскакушка"
Ножкой в такт притопнет
И в ладоши хлопнет.
Филин с ветки ух да ух
Аж захватывает дух.
("Огневушка- поскакушка")
4)Козлик по лесу гуляет,
Добрым людям помогает,
Где копытцем постучит,
Там и камень заблестит.
("Серебряное копытце")
5)По болоту как пойдём
Старушонку мы найдём
Глаза синие сияют,
Зубы белые сверкают,
Решето полным — полно,
Самоцветами оно
("Синюшкин колодец")
6)Дева с чёрною косой
и в одежде непростой
Сарафан из малахита
Ленты, как из меди свиты.
Подскочила, закружилась.
Ящеркой оборотилась.
("хозяйка- медной горы")
Восп: А сейчас ребята, рассаживайтесь по местам я вас приглашаю послушать сказ.
На Урале парень жил,
Сиротой в деревне слыл.
Но Прокопыч, горный мастер,
Парня делу обучил.
Сценка «Каменный цветок»
1-ый ребенок «Рассказчик»
Как в Уральской стороне
в старом доме на горе
Жил да был один старик
У него был ученик.
Сметливым и смышлёным слыл
Звали мальчика Данила.
2-й ребёнок «Старик»:
На работу он удалый.
Выточит из камня ловко,
Всё, что хочешь
Вот сноровка!
Дан талант ему от бога
И в работе мне подмога.
1-ый ребенок «Рассказчик»
Вот однажды зимним днём
К ним зашел приказчик в дом.
1-ый ребенок «Рассказчик»
Барин наш для пущей славы
На потеху для забавы
Приказал в короткий срок
Приказчик (выходит и отдаёт приказ)
Сделать Каменный цветок.
1-ый ребенок «Рассказчик»
Данила день и ночь старается
Никак цветок не получается.
3-ый ребенок «Данила»
Узоры, завитки, цветочки-
Всё неживая красота.
И на резные ты листочки глядишь-
А в сердце пустота
2-й ребёнок «Старик»:
Поймёт всю камня красоту
И воплотит свою мечту
Лишь тот, кто сам увидеть смог
Подземный каменный цветок.
Но кто цветок — то увидал,
Тот навсегда в полон попал
К Хозяйке. Будет мастер горный
Работать там как раб покорный.
3-ый ребенок «Данила»
Хочу цветок увидеть я
Постыло всё, мне нет житья!
1-ый ребенок «Рассказчик»
Пошел Данила со двора
Пред ним Змеиная гора
Вдруг видит женщина сидит,
Молчит и в сторону глядит
Выход хозяйки медной горы.
Хоз. медной горы:
Зачем явился ты сюда, ещё и не один?
3-ый ребенок «Данила»
Хотим мы увидать цветок,
Тот, что в горе хранится!
Хоз. медной горы.
Хорошо, покажу… цветок который я храню.
Подходите все ко мнепосмотреть на чудо.
(все дети и актеры выходят знакомится с хозяйкой медной горы и посмотреть на «каменный цветок»
Хоз. медной горы
Здравствуйте, мои друзья, угадали, кто же я?
Хозяйка медной я горы,
Я в малахитовой живу светлице.
И «каменный цветок» здесь, у меня хранится. (показывает цветок)
Люблю гостей,
И всем пришедшим в гости
Преподношу свои дары.
Мне тоскливо и печально.
Ведь узнала я случайно,
Что исчезли мастера,
Обеднела Русь – душа.
Вед:
Ты, хозяйка, не права!
Напрасна же печаль твоя.
Я ходила по лесам,
По долинам и горам.
И в Московской стороне
Ты найдешь ответ себе.
Вот волшебный огонек
В садик «Солнышко» ведет.
Хозяйка медной горы:
Ещё раз здравствуйте друзья! Слышала я, что вы, большие мастера!
Хочу сказать сейчас вам я…
Богатства много у меня!!!
Хочу – я награжу, а хочу – и накажу
За жадность, за ложь, за плохие дела.
Но не за тем я сегодня пришла.
Я хочу, чтоб показали вы свое уменье
И чтоб все мы увидали ваших рук творенье.
Восп: Давайте ребята сядем за столы и покажем Хозяйке медной горы свои умения.
Хозяйка медной горы:
Но с начала, я хочу узнать у ребят, а знают ли они, какие сокровища хранятся в моей горе? Сейчас мы поиграет в игру…
Дид. игра «Возьми и назови»
(Хозяйка медной горы подходит к детям на свой выбор и предлагает достать из малахитовой шкатулки карточкус изображением камня и называть название камня). За правильный ответ ребёнок получает «драгоценный камень из шкатулки.
Дети: (ответы детей) изумруд, рубин, гранат, горный хрусталь, змеевик, малахит.
Хозяйка медной горы:
Молодцы какие вы
Знаете породы.
Ну а теперь, надо потрудиться!
Но с начала повторяйте за мной!
Физкультминутка:
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Вед: Вот ребята молодцы!
Вы размялись от души,
А теперь пора трудиться
Дело мастера- боится.
Дети садятся на рабочие места. (играет фоновая музыка)
Девочки собираюти мальчики мастерят шкатулку, и украшают ее камнями. Хозяйка медной горы и воспитатель детям помогает.
Хозяйка медной горы:
Ну давайте, мы посмотрим,
Что же получилось? (дети показывают свои работы)
Дети выходят к хозяйке медной горы со шкатулками:
Мы пример с Данилы взяли:
И трудились и старались.
Посмотри, какой цветок -
Чудо каждый лепесток.
Принимай подношенье
От горы твоей творенье:
Малахита одеянье
И Урала достоянье.
Хозяйка медной горы:
Вижу, вижу, что трудились.
Бусы дивной красоты.
Их собрать не поленились.
Малахит – чистой воды.
Вед:
Видишь, Хозяйка медной горы,
Какие ребята у нас молодцы!
Много подарков тебе подарили,
Руками своими все мастерили.
Любят ребята трудиться!!!
Как в народе говорится:
«Дело мастера боится!».
|