Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
- Образовательные: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: городец, хохлома, дымка.
- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; альбомы с хохломой, дымковской и городецкой росписью; беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, составление описательных рассказов детей о предметах декоративно – прикладного искусства.
Оборудование: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской и городецкой росписью, Дымковская барышня, деревянные расписные игрушки (матрёшки, свистульки, дудочки); шаблоны, полоски, кольца и т. д.; видеопрезентация, музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)
Воспитатель:
Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.
А знаете куда мы отправимся? (предположения детей)
Отправимся мы сегодня в прошлое, в то время, когда жили народные мастера и умельцы. Сегодня мы будем говорить о народных промыслах. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, ребята! А отправит нас в это путешествие работник библиотеки Семенова Ольга Валерьевна
Блок работника библиотеки:
Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все ею любовались.
Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показывает посуду с росписью, глиняные и деревянные игрушки)
- Ребята, кто знает, какой росписью расписан этот предмет? (Ответы детей) Это Городецкая роспись. Хотите, я вам расскажу о ней подробнее?
-Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
А теперь отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши Ты разгляди — ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты». Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые.
(Хохлома) Правильно, ребята! Это Хохлома.
Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)
-Ребята, посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показывает предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Ребята, а как ещё можно использовать деревянные ложки? (Предположения детей) Правильно, ребята, на деревянных ложках русский народ ещё научился и играть.
- Давайте поиграем на деревянных ложках (произвольно играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»). Молодцы, как у нас хорошо получилось играть на ложках! Вам понравилось? (после игры дети складывают ложки в корзинку)
А теперь отгадайте ещё одну загадку:
«Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
1. 2. 3. 4. 5.
Даже всех не сосчитать». Что это? (Ответы детей) Правильно, это — матрёшка!
- Ребята посмотрите, какие здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.
А вы любите играть с матрёшкой? (Ответы детей) А теперь давайте с вами немного поиграем! (Воспитателем проводится хороводная р.н. игра «Колпачок».)
А теперь обратите внимание вот на эти игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) Правильно, из глины. А какой росписью они расписаны? (предположения детей) Подсказку вы узнаете в следующей загадке. Послушайте!
«Весёлая, белая глина» Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные. Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы А ну, назови — ка меня
(Дымка). Правильно, ребята, эти игрушки раписаны дымковской росписью. Хотите посмотреть, как их изготавливают? (Ответы детей. Далее идёт рассказ с просмотром видеопрезентации)
Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите? (Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.) Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Ребята, понравилось вам путешествие в прошлое? (ответы детей)
А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)
Ребята, изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
- Дети, это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Такие игрушки и изделия делают только в России.
А теперь можете подойти и рассмотреть все игрушки, посуду, иллюстрации в книгах и альбомах. (звучит тихая р.н. музыка, дети рассматривают посуду, игрушки и иллюстрации в книгах и альбомах)
|