Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
Мнемотаблицы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. д. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, которые позволяют упростить усвоение знаний об основных характеристиках объектов окружающей среды, а также эффективно запомнить и воспроизвести необходимую информацию.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:
- 1.Расширение объема словарного запаса.
- 2.Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
- 3.Облегчение процесса заучивания стихов.
Как это работает?
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать…). Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, малыш на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение, это очень познавательное и увлекательное занятие. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести всё стихотворение наизусть. На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.
Скачать: Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое? (полный конспект)"
Мнемотехника помогает развивать:
- -Ассоциативное мышление
- -Зрительную и слуховую память
- -Зрительное и слуховое внимание
- -Воображение
- -Связную речь
- -Мелкую моторику рук
Где можно использовать мнемотаблицы?
- -Обогащение словарного запаса
- -Обучение пересказу
- -Составление рассказов
- -Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
- -Отгадывание загадок.
Результат использования мнемотехники у детей:
- -расширяется круг знаний об окружающем мире;
- -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- -словарный запас выходит на более высокий уровень;
- -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому перед нами, педагогами, встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Безусловно, мнемотаблицы – не единственный метод развития памяти, используемый в работе с дошкольниками. Мнемотехника в детском саду может включать в себя и традиционные способы, применяемые в обучении взрослых: рифмовки, составление сюжетных рассказов и мнемонических предложений, игры «Парочки» (Memory), «Снежный ком» и другие. Отлично осваивают дети и приемы эйдетики (подключение образной памяти для запоминания слов, букв, цифр, да и вообще любой информации). Польза от применения таких методик в дошкольном учреждении несомненна. Перефразируя известные слова, можно сказать, что мнемотехника в детском саду – не роскошь, а насущная необходимость.
Воспитатель Падерина Любовь Михайловна
МАДОУ Татариновский детский сад общеразвивающего вида «Колобок» Ступинского муниципального района
|