Мельникова Ольга Васильевна. Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.

Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.

В последние годы усилилось внимание к национальной культуре, быту, языку, возросла тяга к познанию ценностей этнической культуры, обычаев.

Наш детский сад реализует принцип этнокультурной соотнесенности образования. Педагоги с детства приобщают детей к истокам народной культуры,, прививают любовь к родному краю – Хакасии.

Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве. Отличием народного искусства является то, что главным принципом становится преемственность традиций и благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

 

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, поле, на прогулке. В резных и чеканных изделиях народных мастеров Хакасии можно увидеть представителей животного мира края.

Знакомить детей с хакасской культурой я начинаю в средней группе, рассматривая женский национальный костюм и украшающий его орнамент, изучая основную цветовую гамму наряда. Рассказываю, что чаще всего народными мастерами используется растительный узор его чередование и повтор. Стоит отметить, что в хакасских орнаментах преобладают яркие, насыщенные тона: оранжевый, красный, малиновый, синий, лиловый, зеленый. Желтый цвет считается «грустным», «нехорошим» и используется крайне редко. Предлагаю детям заготовленные шаблоны национального орнамента разместить на листе бумаги для обведения и самостоятельного раскрашивания. Нацеливаю на соблюдение основных принципов народного узора – выбор цвета, чередования элементов.

В дальнейшем мы подробнее знакомимся с элементами национальной одежды и ее особенностями. Отдельно отмечаю, что геометрический рисунок, состоящий из арок, дуг, кругов, ромбов, треугольников, можно встретить в мужском костюме. Женский же наряд, как правило, украшает растительный орнамент. Мы вместе украшаем хакасский национальный сапожок, предварительно изучив его необычную форму. Раскрашиваем рукавичку с цветочным узором, расписываем пиалу, нанося штрихи и дуги по периметру.

В старшем дошкольном возрасте я продолжаю работу по ознакомлению детей с народным искусством хакасов, стараясь привить уважение и любовь к народной культуре, умение понимать ее. Рассказываю детям, что существуют два направления в растительном орнаменте: подтаежное и степное. Предлагаю порассуждать, почему произошло такое деление, чем оно обусловлено. Вспоминаем особенности ландшафта и природных зон Хакасии, ее растительный мир. Я демонстрирую образцы орнаментов разных направлений, прошу сравнить, назвать увиденные элементы, предлагаю распознать цветы и травы, изображенные мастерами (жарок, клевер, колокольчик, ковыль и ландыш), сказать где они растут. Делая самостоятельные выводы, применяя знания полученные ранее, дети учатся лучше понимать и воспринимать национальные узоры, видят их колорит и самобытность.

Знакомя с народной резьбой по дереву, камню, кости, а так же чеканкой, прошу детей назвать увиденных животных, птиц, тем самым закрепляя знания о родном крае, его животном и растительном мире.

Отдельно стоит рассмотреть национальное украшение – пого. Оно как правило, украшено вышивкой с применением бисера, ракушек, серебряных монет. Узор может быть не только растительным, но и геометрическим, либо смешанным. Детям очень интересно бывает самостоятельно придумывать узоры для украшения и выполнять их. Это можно сделать красками, пластилином или на пластилиновой основе с помощью бисера, пуговиц, ракушек. На таком занятии дети уже применяют на практике полученные ранее знания, а также включают собственное воображение, фантазию. Также старшим детям можно предложить самостоятельно выбрать узор и повторить его на посуде или составить орнамент для украшения национальной одежды. Но изначально дети должны быть хорошо знакомы с основными принципами и правилами создания хакасского национального узора. Для этого образцы народного искусства всегда располагаются в поле зрения детей, для более тщательного изучения. Я всегда хвалю детей за их работу, подчеркиваю их умение и старательность в стремлении создать «народную вещь», называю детей «народными умельцами», тем самым поощряя интерес и уважение к декоративно – прикладному искусству народа Хакасии.

Изучая декоративно – прикладное искусство родного края, мы даем ребенку возможность почувствовать себя частью великого целого – своего народа, научиться уважать его, ценить прошлое и настоящее, заботится и волноваться о будущем – любить свою Родину.

Просмотров: 445
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Бедарева Наталья Викторовна. Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, «Весенняя птичка»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Зенкевич Елена Владимировна, Квасюк Ирина Мирославовна. Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • М.Т. Саликова. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Грязнова Наталья Викторовна. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Шумкова Елена Игоревна. Статья «Приобщение детей ясельного возраста к традициям народной культуры»
  • Выучейская Виктория Васильевна Панкратова Марина Николаевна Рокоман Марина Григорьевна. Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании» (из опыта ра
  • Дюба Марина Владимировна. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Фатхуллова Рима Загитовна, Бдиева Гульфия Иршатовна. Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах»
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь