В последние годы усилилось внимание к национальной культуре, быту, языку, возросла тяга к познанию ценностей этнической культуры, обычаев.
Наш детский сад реализует принцип этнокультурной соотнесенности образования. Педагоги с детства приобщают детей к истокам народной культуры,, прививают любовь к родному краю – Хакасии.
Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве. Отличием народного искусства является то, что главным принципом становится преемственность традиций и благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, поле, на прогулке. В резных и чеканных изделиях народных мастеров Хакасии можно увидеть представителей животного мира края.
Знакомить детей с хакасской культурой я начинаю в средней группе, рассматривая женский национальный костюм и украшающий его орнамент, изучая основную цветовую гамму наряда. Рассказываю, что чаще всего народными мастерами используется растительный узор его чередование и повтор. Стоит отметить, что в хакасских орнаментах преобладают яркие, насыщенные тона: оранжевый, красный, малиновый, синий, лиловый, зеленый. Желтый цвет считается «грустным», «нехорошим» и используется крайне редко. Предлагаю детям заготовленные шаблоны национального орнамента разместить на листе бумаги для обведения и самостоятельного раскрашивания. Нацеливаю на соблюдение основных принципов народного узора – выбор цвета, чередования элементов.
В дальнейшем мы подробнее знакомимся с элементами национальной одежды и ее особенностями. Отдельно отмечаю, что геометрический рисунок, состоящий из арок, дуг, кругов, ромбов, треугольников, можно встретить в мужском костюме. Женский же наряд, как правило, украшает растительный орнамент. Мы вместе украшаем хакасский национальный сапожок, предварительно изучив его необычную форму. Раскрашиваем рукавичку с цветочным узором, расписываем пиалу, нанося штрихи и дуги по периметру.
В старшем дошкольном возрасте я продолжаю работу по ознакомлению детей с народным искусством хакасов, стараясь привить уважение и любовь к народной культуре, умение понимать ее. Рассказываю детям, что существуют два направления в растительном орнаменте: подтаежное и степное. Предлагаю порассуждать, почему произошло такое деление, чем оно обусловлено. Вспоминаем особенности ландшафта и природных зон Хакасии, ее растительный мир. Я демонстрирую образцы орнаментов разных направлений, прошу сравнить, назвать увиденные элементы, предлагаю распознать цветы и травы, изображенные мастерами (жарок, клевер, колокольчик, ковыль и ландыш), сказать где они растут. Делая самостоятельные выводы, применяя знания полученные ранее, дети учатся лучше понимать и воспринимать национальные узоры, видят их колорит и самобытность.
Знакомя с народной резьбой по дереву, камню, кости, а так же чеканкой, прошу детей назвать увиденных животных, птиц, тем самым закрепляя знания о родном крае, его животном и растительном мире.
Отдельно стоит рассмотреть национальное украшение – пого. Оно как правило, украшено вышивкой с применением бисера, ракушек, серебряных монет. Узор может быть не только растительным, но и геометрическим, либо смешанным. Детям очень интересно бывает самостоятельно придумывать узоры для украшения и выполнять их. Это можно сделать красками, пластилином или на пластилиновой основе с помощью бисера, пуговиц, ракушек. На таком занятии дети уже применяют на практике полученные ранее знания, а также включают собственное воображение, фантазию. Также старшим детям можно предложить самостоятельно выбрать узор и повторить его на посуде или составить орнамент для украшения национальной одежды. Но изначально дети должны быть хорошо знакомы с основными принципами и правилами создания хакасского национального узора. Для этого образцы народного искусства всегда располагаются в поле зрения детей, для более тщательного изучения. Я всегда хвалю детей за их работу, подчеркиваю их умение и старательность в стремлении создать «народную вещь», называю детей «народными умельцами», тем самым поощряя интерес и уважение к декоративно – прикладному искусству народа Хакасии.
Изучая декоративно – прикладное искусство родного края, мы даем ребенку возможность почувствовать себя частью великого целого – своего народа, научиться уважать его, ценить прошлое и настоящее, заботится и волноваться о будущем – любить свою Родину.
|