Выполнила: Пономаренко А. В. Безенчук, 2018 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад Берёзка»
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Скачать конспект
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность
Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский
«Дети перестали читать» — очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром
Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие по русским народным сказкам», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цель проекта:
- Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
- Развитие творческого потенциала ребенка посредством ознакомления с русской народной сказкой.
- Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
- Развивать речевую активность детей, активизировать и обогащать словарный запас
- Формировать правильный грамматический строй речи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
- Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
- Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к русским народным сказкам.
- Закреплять и расширять знания детей о сказках.
- Развивать творческие навыки, коммуникативные умения.
- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
- Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
- Развивать у детей творческие способности через продуктивные виды деятельности и использовании ИКТ;
Предполагаемый результат:
В ходе проекта, я жду определённых результатов:
- развитие интереса к русской литературе;
- приобщение детей к народному творчеству;
- совершение лексико – грамматических средств языка;
- развитие диалогической и монологической речи;
- создание благоприятной психологической атмосферы в совместной деятельности;
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- потребность и готовность проявлять сострадание и радость;
- ответственность за свои дела и поступки
Взаимодействие с родителями:
- Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
- Совместное участие родителей и детей в них.
- Устройство выставки работ детей и родителей «Мои любимые сказки».
- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Итоговое мероприятие: презентация «В гостях у сказки», утренник по сказке «По щучьему велению».
Краткая аннотация проекта
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник нравственного восприятия.
Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект:
она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.. Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику – не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными
Проект направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей. Во время проекта воспитанники познакомятся с русскими народными сказками, прочитают сказки, стихи, выполнят поделки и рисунки с любимыми героями, совместно выпустят иллюстрированную книжку, подготовят инсценировку.
Этапы реализации проекта:
I. Этап — Подготовительный (разработка проекта).
(10. 12. 2018 — 14. 12. 2018)
- определение проблемы
- постановка цели, задач
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
На подготовительном этапе была определена проблема, сформулированы цель, задачи, составлен план работы с детьми и их родителями.
План работы.
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Назови сказку», «Найди лишнюю картинку», «Хорошо-плохо» «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?». Творческие задания «Узнай сказку по песенке героев», «Продолжи сказку», «Нарисуй сказку». Кубики и пазлы по русским народным сказкам.
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок
Непосредственно образовательная деятельность: «Путешествие в сказку По щучьему велению»
Речевое развитие
Организованная образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Теремок». Беседы с детьми о прочитанных сказках.
Чтение, слушание в аудиозаписи, обсуждение и пересказ сказок.
Физическое развитие Спортивное развлечение по сказке «По щучьему велению»
Художественно – эстетическое развитие Непосредственно образовательная деятельность: Рисование «Теремок» Аппликация «Теремка» Лепка героев сказки «Теремок».
Разучивание песен и танцев к сказке «По щучьему велению»
Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине «Заюшкина избушка». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Теремок»
Взаимодействие с родителями Анкетирование: «Место сказки в семейном воспитании».
Консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство с русскими народными сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников», «Список литературы для детей 5 лет». Помощь в изготовлении костюмов по сказке «По щучьему велению».
II. Этап – Основной.
(с 17. 12. 2018 по 21. 12. 2018)
Второй этап работы включал в себя непосредственную реализацию проекта.
Дети не только слушали русские народные сказки, но и пересказывали их содержание, отвечали на вопросы, рассматривали иллюстрации разных художников, инсценировали сказки, например разучивали песни и танцы к сказке «По щучьему велению».
Принимали активное участие в оформлении уголка «В гостях у сказки». Совместно с родителями помогали в изготовлении декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов, устраивали сказочные вечера с участием бабушки–Рассказушки, организовывали показ кукольного театра «Волк и козлята».
Знакомились дети с русскими народными сказками и через продуктивные виды деятельности, это рисование красками, карандашами, фломастерами на такие темы, как «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», аппликация с элементами рисования «Теремок». Была организована выставка детских творческих работ «Мои любимые сказки»
Не менее яркие образы создавали дети в процессе лепки.
Складывание пазлов со сказочной тематикой, постройка Теремка для животных стало не только самостоятельным занятием, но и замечательным развлечением в группе.
Использование информации на компьютере в виде подборки развивающих и развлекающих мультимедийных игр дополняет содержание работы с детьми на данном этапе проекта. Это такие игры и творческие задания для детей, как «Угадай сказку», «Назови лишнюю сказку».
III. Этап – Заключительный (с 24. 12. 2018 по 28. 12. 2018 г.)
На заключительном этапе
- презентация проекта (выставка детских работ, презентация на компьютере)
- театрализация сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов
Заключение.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность подхода к развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками и использование продуктивных видов деятельности, мультимедийного оборудования
Анализ проведенной работы показал, что используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в различных видах деятельности и применяя компьютер, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. У ребенка формируется активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, что соответствует целям и задачам по формированию личности дошкольника Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
|