Хохлова Ирина Анатольевна. Семинар – практикум по декоративно – прикладному искусству с педагогами ДОУ «Дымковская барыня»

Семинар – практикум по декоративно – прикладному искусству с педагогами ДОУ «Дымковская барыня»

Подготовила старший воспитатель Хохлова Ирина Анатольевна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области «Любинский д/с № 4»

Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер всё делал сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение. В зависимости от условий жизни, наличии природного материала (глина, дерево, камень, кость, лён, шерсть), спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. Глина – один из самых распространённых природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить своих глиняных божков. Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка – игрушка свистунья – упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811 году. Куклы свистуньи продавались на улице. В Вятке насчитывалось более 500 семей игрушечников. Все они жили за рекой, в слободе Дымково. Отсюда и пошло название – «дымковская игрушка».

 

Технология изготовления игрушек была следующая:

В тёплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, ближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку игрушек. В этой работе принимали участие только женщины. Работали, как тогда говорили «заводами»: одна мастерица делает юбке, другая – голову, третья лепит вёдра, а потом всё собирают в одну фигуру. Затем в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа 3 обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведённым на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на рынках и ярмарках.

Существовал в Вятке древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, жёлтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зелёное коромысло с оранжевыми вёдрами. Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, жёлтыми, чёрными, зелёными полосками и кругами. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурами люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так около Роженицы появились домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в барыню. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.

Сегодня, мы будем лепить «Дымковскую барыню». Нам понадобится колобок глины (размером с яблоко), стека, доска, чашка с водой и салфетка. Прежде всего, нам надо поделить колобок глины пополам. Из получившейся половины мы с вами будем делать низ игрушки юбку. Юбка должна получиться в виде конуса, полый конус, как колокол. Вдавливаем большими пальцами и оттягиваем и у нас получается красивая, ровная юбка (тонкую делать не нужно, старайтесь избегать появление трещин). Переходим ко второй половине нашего шара, стекой его делим пополам. Одну половинку мы пока убираем, а из другой половинки, мы будем делать туловище и голову. Превращаем наш кусочек в колбаску, слегка концы притупляем. С одной стороны колбаску мы прищипываем по кругу (это делается для того, чтобы потом было удобно примазать эту часть к юбке), теперь второй конец колбаски превращаем в голову, для этого мы зажимаем колбаску между указательным пальцами надавливаем и раскатываем, теперь сдавливая делаем шею постройней, потоньше. Сейчас готовую деталь мы насаживаем на юбочку и сглаживаем. Оставшеюся четверть глины надо поделить на четыре части: сначала делим пополам, а потом каждую половинку ещё пополам. Из одной части катаем колбаску – это будущие руки, делим колбаску пополам, с одной стороны прищипываем каждую колбаску (это делается для того, чтобы было удобно примазать руки к туловищу). Из второго куска — делаем корону: раскатали шарик, потом колбаску, затем превратили колбаску в ленточку слегка её загнув на себя эту глину, чтобы получился своеобразный полумесяц, теперь можно сделать такой узор по краю прищипываем и лёгким оттягиваем делаем волны. Корона готова и нужно аккуратно прилепить к голове. Из третьей части можно сделать фонарики на рукава, и передничек. Сделали шарик, скатали колбаску, сделали из неё ленточку и слегка присбариваем её и прилепливаем. Точно так же из четвёртой части делаем передничек.

Просмотров: 446
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Торба Эльвира Фаридовна. «Как положено друзьям, все мы делим пополам …»
  • Щукина Надежда Сергеевна. Социальный проект: «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Лихачева Наталья Николаевна. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ 'Дымковская игрушка'
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Редактор. Любимые всеми фигурки (оригами)
  • Ибрагимова Татьяна Сергеевна. Вкусные фигурки 'Сюжетно-ролевая игра'
  • Величко Альбина Николаевна. Занятие по ручному труду «Фигурки из проволоки» «Роботы – санитары»
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект по противопожарной безопасности 'Чтобы не было беды'
  • Редактор. Методика изготовления игрушек из природного материала
  • Михайлова Юлия Николаевна. «Будем все мы дружно жить – будем город свой любить!»
  • Грушко Тамара Эльмаровна. Значимость органов для сохранения жизни 'Части тела животных'
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Дидактическое пособие: Миниатюрные игрушки из полимерной глины «Настенкино лукошко»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Сергеева Марина Геннадьевна. Мастер-класс «Дымковская игрушка»
  • Долженко Светлана Анатольевна. Традиции группы «Делаем Добрые дела»
  • Шерина Ирина Алексеевна. Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Выявление и развитие детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями»
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мартынова Людмила Анатольевна. Интегративное занятие для детей 3-4 лет по теме: «Части суток»
  • Ирина Попова. Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 4 классе по теме «Что мы делаем в школе».
  • Карташова Ирина Анатольевна. Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» в средней группе «Мои любимые игрушки»
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Зайнуллина Анфира Салаватовна. Презентация 'Дымковская игрушка'
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Безмага Александра Александровна. Творческий проект: «Дымковская игрушка»
  • Кобзева Марина Александровна. Советы для родителей «Делать или не делать?»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь