РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ "Дымковская игрушка"
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи.
Печи топились, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым…
Вот и назвали то село Дымково.
Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни.
Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками.
Скачать презентацию
Мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.
Дымковская игрушка – создание рук одного мастера. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.
Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни, она полая внутри. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.
Сначала изделие сушат, а затем обжигают. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность.
После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса — роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.
Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.
МЫ ИГРУШКИ ЗНАТНЫЕ, СКЛАДНЫЕ ДА ЛАДНЫЕ. МЫ ПОВСЮДУ СЛАВИМСЯ, МЫ И ВАМ ПОНРАВИМСЯ!
|