Программные задачи: учить узнавать русские народные игрушки с помощью зрения и осязания и правильно их называть, упражнять в обследовании основных частей, признаков, свойств игрушек с помощью зрения и осязания, учить понимать назначение игрушки и в соответствии с этим пользоваться ими, закрепить понимание обобщающего слова русские народные игрушки, упражняться в составлении описательного рассказа по мнемосхеме, отвечать на вопросы целым предложением.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: узнают русские народные игрушки с помощью зрения и осязания и правильно их называют, умеют обследовать основные части, признаки, свойства игрушек с помощью зрения и осязания, понимают назначение игрушки и в соответствии с этим пользуются ими, понимают обобщающее слово русские народные игрушки, умеют составлять описательный рассказа по схеме, отвечать на вопросы целым предложением.
Словарная работа: матрешка, птичка-свистулька, русская народная игрушка, деревянная, глиняная, роспись, овальная, синичка, снегирёк, петушок.
Оборудование: русские народные игрушки из разного материала (деревянные, глиняные), схема описания игрушек, большой фланелеграф, конверт с письмом.
Скачать конспект
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек на выставке в группе, лепка русской народной игрушки из пластилина.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Тифлопедагог просит детей стать перед ним, образуя полукруг.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
- Дети, сегодня у входа в группу я нашла письмо. Его прислали нам игрушки. Они написали, что собираются к нам в гости. А чтобы узнать, какие игрушки придут к нам, нужно отгадать загадки.
2. Основная часть.
Игра «Угадай и опиши игрушку»
- Подходите к столу, на него мы будем выставлять игрушки. Чтобы узнать, что это за игрушки, нужно отгадать загадки. Слушайте первую:
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят … (птичка-свистулька)
- Правильно, это птичка-свистулька, но вы знаете, что они бывают разные.
Какие же еще пожаловали к нам в гости?
- С грудкой желтой знаем птицу
Называется … (Синица)
- Посмотрите, какая маленькая птичка. Из какого материала она изготовлена? Значит она какая? (деревянная – слово повторяют 3,4 реб.)
- Потрогайте, игрушка гладкая, скользкая, ее приятно держать в руках.
- Какой формы птичка? Из каких частей состоит (из маленького и большого овалов, есть подставка, клюв)
- Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал голову розовым цветом, нос голубым, туловище желтым и добавил узор из больших ягод и листочков).
- Как с ней играть?
- Слушайте следующую загадку.
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив... (Снегирь)
- Эта птичка-свистулька похожа на снегиря. Возьмите ее в руки, потрогайте.
- Как вы думаете, она тоже выполнена из дерева? (нет, из глины). Поэтому, она не деревянная, а какая? (глиняная)
- Игрушка на ощупь не гладкая, а какая? (шершавая, шераховатая, тяжелая)
- Какой формы эта птичка? Из каких частей состоит? (голова круглая, туловище овальное)
- Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал голову и клюв черным цветом, хвост и крылья голубым…)
- Как с ней играть? Следующая загадка:
Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
"Кря" — нырнула на минутку
Вы узнали? Это... (утка)
- Эта птичка похожа на уточку. Возьмите ее в руки, потрогайте.
- Как вы думаете, из какого материала она сделана? (тоже из глины). Значит она какая? (глИняная)
- Игрушка на ощупь какая? (шершавая, шераховатая, тяжелая)
- Какой формы эта птичка-свистулька? Из каких частей состоит? (голова круглая, клюв вытянутый, широкий, туловище овальное)
- Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал клюв оранжевым цветом, грудь и перышки оранжевым, белым, желтым, черным).
- Как с ней играть?
- Слушайте дальше:
Звонким голосом пою.
У меня есть гребешок,
Кто я дети? …… (петушок)
- Почему эту птичку назвали петушок? Возьмите ее в руки, потрогайте.
- Как вы думаете, из какого материала она сделана? (тоже из глины). Значит она какая? (глиняная)
- Какая эта игрушка на ощупь? (шершавая, шераховатая, тяжелая)
- Какой формы эта птичка-свистулька? Из каких частей состоит? (голова круглая, туловище овальное)
- Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал гребешок и бородку красным цветом, голову белым, клюв желтым, жилет раскрасил зеленым цветом, а крылья сделал разноцветными).
- Как с ней играть?
- Это еще не все гости. Следующая загадка:
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — … (Матрешки)
- Возьмите матрешку в руки, потрогайте. Из какого материала она изготовлена? (из дерева). Значит она какая? (деревянная)
- Игрушка на ощупь какая? (гладкая, скользкая, легкая)
- Какой формы эта игрушка? (овальной)
- Какими красками расписал ее мастер? (мастер платок сделал красным, сарафан фиолетовым, рубашку желтой, а фартук расписал красными цветами с зелеными листочками).
- Как с ней играть?
- Посмотрите, как много игрушек пожаловало к нам в гости. Как называются эти игрушки? (русские народные игрушки)
- Ребята, молодцы, хорошо вы постарались и описали игрушки. Присядьте на свои места.
Игра «Чего не стало?»
- Игрушки очень любят играть в прятки и предлагают вам сыграть вместе с ними.
- Посмотрите на игрушки внимательно, запомните, сейчас какая-то игрушка спрячется, а вы назовете, какой игрушки не стало.
- Закрывайте глазки. 1, 2, 3 ну-ка посмотри (вы не спите, а скорее посмотрите, какой игрушки нет, не стало)
Игрушкам так понравилось, что она приглашают всех вас в хоровод. Давайте возьмемся за руки и станем в круг.
Физкультминутка «Хоровод»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем частным народом.
Сели, встали, сели встали,
И себя мы показали,
Попрыгали, потопали,
И в ладоши мы похлопали.
А теперь опять продолжаем мы играть.
Игра «А сейчас составляем мы рассказ». Составление рассказа-описания по мнемосхеме.
- Игрушкам очень понравилось, что вы так много о них знаете. Они просят рассказать про каждую из них. А поможет нам составить рассказ-описание схема-подсказка, которая напомнит вам, в каком порядке строится рассказ.
- Посмотрите внимательно на игрушки. Кто хочет рассказать?
- Про какую игрушку ты хочешь рассказать? Возьми ее в руки. (реб. описывает игрушку по схеме у доски)
- Ребята, кто не успел рассказать, обязательно сделает это, когда мы будем с вами играть.
- Ребята, игрушки заметили, что ваши глазки очень услали. Давайте отдохнем. Дети, которые носят очки, снимите их и положит на колени, держите ручками. Помните, играют только глазки, голова во время зарядки неподвижна.
Зрительная гимнастика – 2р
Чтобы глазки не устали,
Поиграем вместе с вами:
Мы налево поглядим,
Мы направо поглядим.
Ну а что там впереди?
А теперь посмотрим вверх -
Выше всех и дальше всех!
Повторяем мы опять,
Даем глазкам отдыхать.
- Молодцы ребята, наши глазки отдохнули, наденьте очки.
3. Итог занятия.
- Молодцы ребята, игрушкам очень понравилось у нас, они хотят немножко погостить в нашей группе. Давайте пригласим их на нашу выставку. Пусть они там красуются и радуют нас. Вы сможете рассмотреть их еще раз и вместе поиграть.
4. Рефлексия.
- Какие игрушки приходили к нам в гости?
- Какие русские народные игрушки вы знаете?
- Из какого материала они изготовлены?
|