Полянская Ольга Валерьевна. Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).

Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Юго-Западный административный округ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2103

Название номинации: интерактивное занятие для детей дошкольного возраста

Должность: воспитатель

Фамилия, имя, отчество полностью: Полянская Ольга Валерьевна

Пояснительная записка

Данное интерактивное занятие разработано для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Целью занятия является приобщение детей к русской истории и культуре, углубление и систематизация знаний о традициях и обычаях русского народа.

Знакомство детей с русской тряпичной куклой, ее историей, технологией изготовления предполагает деятельностный подход. Занятие проводится в музее «Русский быт XIX- XX в.в.» ГБОУ СОШ №2103. В ходе образовательной деятельности активно используются экспонаты музея, а так же куклы, изготовленные педагогом.

 

Скачать конспект

Методические приемы, используемые в ходе интерактивного занятия, направлены на развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Занятие проводится в игровой форме, предполагается смена деятельности (диалог, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность), что является необходимым условием для детей с ТНР.

Конспект интерактивного занятия

для детей подготовительной группы «Чудеса из сундучка»

(тряпичная кукла).

Цель: приобщение детей к русской истории и культуре, знакомство с бытом и обычаями русского народа.

Задачи: познакомить с русской тряпичной куклой, способами её изготовления.

Воспитывать любовь к Родине. Расширять словарный запас. Продолжать учить вести беседу, отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Предварительная работа: беседа дома с родителями, бабушками об игрушках, которые были у них в детстве. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Ход занятия.

Мотивация.

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей в школьном музее «Русский быт XIX- XX в.в.»

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости. Давайте познакомимся. Зовут меня бабушка Забавушка. Как вы думаете, что значит слово «забавушка» или «забава».

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ребята, забава значит игра. Позабавится, значит поиграть. Вы любите играть, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. Какие у вас игрушки? Из чего они сделаны?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы сможете отгадать загадку?

«Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… (сундук)»

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно! Сейчас я вам его покажу. Где мой волшебный сундучок?

«Сундучок, сундучок!

Покажи нам свой бочок!»

Воспитатель. Что же в моем сундучке? Я вам опишу, а вы отгадайте.

Игра «Угадай по описанию».

«Эту игрушку все девочки знают:

Заботливо нянчат, в коляске катают,

Моют и кормят, с нею играют.

В красивое платье её наряжают».

Кто это? О какой игрушке эта загадка?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это кукла, но не обычная.

Достает из сундучка тряпичную куклу.

Воспитатель. Вы знаете, ребята, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель. Угадали. Это — кукла. Из чего она сделана?

Ответы детей (она сделана из тряпочек, лоскутков).

Воспитатель. У вас дома есть такие куклы?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы. В наше время редко можно встретить такую куклу.

«Русская тряпичная куколка простая,

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная».

С давних пор на Руси тряпичная кукла была любимицей русского народа.

«В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки».

Во времена ваших прапрабабушек эти куклы мастерили женщины и девочки.

Посмотрите, ребята, есть ли в нашем музее куклы из лоскутков?

Дети рассматривают музейные экспонаты и находят тряпичных кукол.

Воспитатель. Куклы предназначались не только для игры, имели они разное значение.

Оберегали дом, защищали здоровье. Так считали наши предки. В старину люди были суеверными, это значит, верили разным приметам. И поэтому куклы были своеобразным оберегом, помощником.

«Я кукла, кукла – оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай

И никогда не обижай».

Помните сказку «Василиса Прекрасная», как говорила Василиса: «На куколка покушай, горя моего послушай». Конечно, были куклы и для игры.

В старину уже пятилетняя девочка могла «свертеть» простую куклу. Играя в куклы, ребенок развивался, учился жить, и кукла росла вместе с ним. Для совсем маленьких детей мастерили маленьких куколок, для детей постарше – кукла была больше. Как вы думаете ребята, почему у этой куклы нет лица?

Предположения детей.

Воспитатель. В старые времена куклам не рисовали лица, считалось, если нет лица, злые силы не могут вселиться в куклу и навредить человеку.

Куклы по своему назначению делились на обереговые – они берегли дом, здоровье. Это куклы: Берегиня (берегла дом), кукла Колокольчик –оберегала дом от плохих вестей, вешали над дверью.

Крупеничка или Зерновушка – оберегала достаток в доме. Травница – оберегала здоровье.

Обрядовые куклы: Веснянка, куклу мастерили для встречи весны, Неразлучники – мастерили на свадьбу. Кукла Масленица, эту куклу мастерили для проводов зимы и встречи весны.

Игровые: Зайчик на пальчик – эту куклу мастерили ребенку 3 лет. С этого возраста детей оставляли дома одних, эта кукла была его другом.

По тому, каким способом мастерились куклы, они делились на скрутки, столбушки, кукла-мешочек.

Столбушка – простой тряпичный столбик. Скрутка- ткань скручивалась. Кукла-мешочек, шили маленький мешочек, заполняли его крупой, одевали.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, в нашем музее есть не только куклы, но и лоскутки и нитки, ленточки. Что же можно сделать из этих лоскутков?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а вы умеете мастерить таких кукол?

Ответы детей. Дети просят научить их делать куклу- «пеленашку».

«Лоскуток, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка».

Сегодня мы с вами будем мастерить куклу- «пеленашку».

Эту куколку мастерили для грудного малыша и клали ему в колыбельку до крещения, приговаривая: «Не играй с моей деточкой, а играй с этой куколкой».

Ребята, эту куклу мастерили из лоскутков, остававшихся от старой одежды. В старые времена одежду не выбрасывали все лоскутки шли в дело.

Перед тем, как возьмемся за дело, давайте потренируем пальчики.

«Кручу, верчу,

Создать хочу,

Куколку красивую,

Добрую, милую.»

Сначала мы с вами сделаем скрутку. Для этого нам потребуется белая ткань. Мы ее скатаем. У нас получился столбик. Перевяжем ниточкой, завяжем узелок. Надо постараться, одной рукой узелок не завяжешь. Получилась голова.

Теперь мы возьмем цветную ткань и запеленаем, перевяжем ленточкой. Получилась куколка – младенчик.

Воспитатель в ходе деятельности оказывает помощь, предлагает детям оказать помощь друг другу.

Воспитатель. Шли годы, менялся окружающий мир, менялись куклы. Сейчас они совсем другие. Но тряпичные куклы остаются любимыми у русского народа.

Рефлексия. Воспитатель предлагает детям полюбоваться своими куколками и посмотреть, что получилось у друзей.

Воспитатель. Ребята, какие чувства вы испытывали, когда мастерили кукол – пеленашек? Кому бы вы хотели подарить этих куколок?

Просмотров: 506
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Рункова Юлия Ивановна. Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Попова Ольга Анатольевна. Эссе 'Моя профессия – воспитатель'
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Турова Ольга Александровна Жиронкина Оксана Валерьевна. «Куклы из бабушкиного сундучка»
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна, Наумова Марина Валерьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «Чудесный мешочек куклы Маши» ВТОРАЯ РАННЯЯ ГРУППА
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь