Воспитатель Рункова Юлия Ивановна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 68
Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.
С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения народному культурному опыту, в котором на многое созвучно.
Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры.
В ней ничего нет лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная или кудельная, наряд из пестрых лоскутков – вот такая была кукла.
Опираясь на положение Л.С. Выготского о том, что в игре все может быть всем, я в своей группе решила использовать тряпичную куклу, которая стала постоянным персонажем театрально-игровой деятельности.
Руководствуясь действующими ФГТ, детское творчество является одним из важнейших условий обогащение культуры зрительного восприятия формирование художественного видения в разных видах деятельности, формирование художественно–творческих способностей. У детей расширяется представление о народных игрушках. Кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней.
Виды традиционных тряпичных кукол
ИГРОВЫЕ
- Столбушки
- Малышок-голышок
- Барыня
- Кукла на выхвалку
- Простоволосая
- Кукла с косой
- Кукла нарядная
- Девка-баба
ОБЕРЕГОВЫЕ
- Куватка
- Ангелочек
- Лихоманки
- День и ночь
- Венская
- Бабушкина кукла
- Колокольчик
- Бессонница
- Веснянка
ОБРЯДОВЫЕ
- Неразлучники
- Коляда
- Кострома
- Кукушечка
- Купавка
- Кукла-оберег на удачное замужество
- Десятиручка
- Желанница
В своей работе я использую следующие методы обучения:
1. Метод эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности
- создание ситуации успеха
- поощрение
- использование игр и игровых форм организации
- создание ярких наглядно-образных представлений
2. Метод развития познавательного интереса
- создание познавательной ситуации
- создание ситуации творческого
- создание креативного поля
3. Волевые методы
- предъявление учебных требований
- формирование ответственного отношения к работе
- оперативный контроль
4. Социальные методы
- постановка системы перспектив
- развивающая кооперация
Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась духовная ценность тряпичной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость.
|