Колиниченко Елена Николаевна. Мастер – класс «Традиционная народная кукла»

Мастер – класс «Традиционная народная кукла»

Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер; образцы различных народных кукол, лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки — раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы-закрутки; технологические карты; для выставки – народные тряпичные куклы

 

Скачать мастер-класс

Скачать презентацию

Ход мероприятия:

I. Вводная часть.

1слайд

- Здравствуйте, коллеги! Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести именно этот мастер – класс.

II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление педагога.

- Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети?

Слайд 2.

- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Слайд 3

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности,. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

Слайд 4

- Результаты такого воспитательного действия:

  • повышенная агрессия
  • раздражительность
  • несдержанность
  • высокая тревожность
  • появление страхов, фобий.

Слайд 5

  • Особое место среди детских игрушек занимает кукла. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Слайд 6

  • Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности.

  • В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла.

Слайд 7

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности

  • Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации?

Слайд 8

Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
О народной кукле сейчас Вам расскажу,
А если Вам понравиться, — как сделать покажу.

Слайд 9

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол мастерили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Слайд 10

Главная особенность — Куколки-берегини всегда делались с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев. Куклы-берегини всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сперва резали, а потом уже прикладывали к куколке.

Слайд 11

Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.

Слайд 12

Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню кому-то другому, то сперва должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе.

Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось — нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку — значит говорили: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

Мы женщины. Это и есть наша работа! Творить СВОИМИ руками счастье.

Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться
И старанье приложить!

Слайд 12

1. На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу "пеленашку", чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые духи, караулящие семейную пару, увидели "спелёнутого ребёнка" и вселились в него вместо настоящего дитятки. Также пеленашка "согревала постельку" ещё до рождения ребёнка, и служила первой игрушкой и оберегом для малыша.

Дает куклу зрителю и текст приговорки, которую тот повторяет.

* Сонница-бессонница
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

Слайд 13

2. Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась "кубышка" — красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек тёрли пальцами, проходя с ним по всему дому, а потом кубышку клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез. А вот и пословицы – пожелания, тех у кого они в руках, ПРОШУ ВСТАТЬ.

Дает зрителю куколку и тексты пословицы на подносе. Каждый по очереди в руках разминает куклу и произносит пословицу, передавая куклу соседу.

Чистота — залог здоровья.
Здоровье дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Самого себя лечить, только портить.

Сидеть да лежать, болезни поджидать.
Добрым быть — долго жить.
Ходи больше, жить будешь дольше.

Слайд 14

3. Для маленького ребёнка обязательно делали маленький оберег "зайку". Если нужно было оставить ребёнка одного, то, чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку, и ребёнок уже не оставался один — он был с оберегом, другом и игрушкой в одном лице.

И мы с вами поиграем с зайчиком

Потешка «Зайка» и пальчиковая гимнастика, которая поможет запомнить слова.

Скачет зайка маленький -
Около завалинки,
Быстро скачет зайка
Ты его поймай – ка

Зайчик – прыг,
Зайчик – скок,
Спрятался он под кусток,
Под кусточком молчком

только уши торчком

Слайд 15

4. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку" или "Крупеничку". Так, в красном углу всю зиму обычно стояла кукла Крупеничка, которая хранит силу урожая

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей, веря, что следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Игра «Пирог»

Участники стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» с куклой крупеничкой. Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Слайд 16

5. Кукла «Подорожница» или «В дорогу». В старину такую куколку делали для отъезжающих. Эта куколка – оберег путнику в дороге. Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна помещаться в ладони или в кармане. Делается без участия иглы. В узелке у куклы крупа, чтобы путник не испытывал в дороге нужды.

III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

- А теперь я вас приглашаю сотворить вместе с детьми куклу-закрутку.

Педагогом предоставляются необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, схемы работы. Воспитатель участвует в совместном творчестве, оказывает необходимую помощь.

Слайд 18

  • Схема куклы – закрутки Колокольчик.

Родина куклы — Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. (Звонит в колокольчик). Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Для того, чтобы в дом всегда приходили хорошие и радостные новости, делались куклы "колокольчики" и развешивались по нескольку штучек сразу.

Для работы нам понадобятся:

  • добрые мысли и пожелания
  • хлопчатобумажная ткань (белая)
  • разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец)
  • красная хлопчатобумажная нить;.

У куклы три юбки, олицетворяющие, по преданию предков славян, три мира, окружающих нас: явь, навь и правь (рис. 4).

(рис. 5).

Приступаем к сотворению куклы! Кладем на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него кладём круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаем в шарик мелко порезанные или порванные остатки от ткани, кладем его в центр юбки (рис. 6).

Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остаются лоскуты, смятые в шарик – голова. Переворачиваем куклу

(рис. 7).

Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить – это имитация вышивки (рис. 8).

  • Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань, кладем ее на стол как показано на рисунке 9. Находим на белом квадрате центр и стараемся совместить макушку нашей куклы с этим центром.
  • Присборяем белую ткань вокруг шеи куклы. Заматываем красной нитью. Приступаем к созданию рук (рис11).
  • Угол ткани присгибаем, как показано на рисунке 12.
  • Затем делаем оригами (рис. 13, 14).
  • Завязываем на запястье красной нитью (рис. 15)
  • Формируем рубашку кукле (рис. 17-21). Подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали срезы. Аккуратно присборяем ткань на талии куклы.

Завязываем рубашку пояском (рис. 22). Можно сделать пояс – оберег из ленточек, которых будет столько, сколько детей у мастерицы.

  • Навязываем куколке очелье, я его сделала из обрезка каймы ткани, но можно использовать любую подходящую тесьму (рис 23). Очелье, тоже не простой элемент одежды, а оберег – защита от дурных мыслей. Так же считалось, что если человек не носил очелье, то ангел не мог сесть к нему на правое плечо и нашептать добрые мысли.
  • Из ткани вырезаем треугольник – платочек для куклы. Так как наша куколка девочка юная, завязываем узелок под подбородком (рис. 24).
  • И вот она — кукла «Колокольчик» — куколка-девочка добрых вестей.

При изготовлении наполняйте куклу определенным смыслом, и она будет вашим верным спутником. Беседуйте с ней, просите помощи и совета, благодарите её.

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.

Просмотров: 676
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Власова Галина Ивановна. 'Картотека: куклы-обереги своими руками'
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Жаркова Нина Анатольевна. Консультация для родителей и воспитателей 'Куклы для мальчиков'
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Швалева Татьяна Николаевна. Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
  • Семенова Екатерина Леонидовна. Открытое занятие «Фартук для куклы Тани с применением игр по ТРИЗ»
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Андреева Оксана Юрьевна. Конспект занятия в средней группе (аппликация) Тема: «Платочек для куклы Кати».
  • Белоусова Наталия Владимировна. Конспект занятия «Переставим мебель для куклы»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Вафина Гульшат Салаватовна. «Красивая квартира для Куклы Лизы» (Конспект НОД в средней группе с использованием ИКТ)
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Главный Редактор. Суп из топора... или, если в доме шаром покати
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь