Чаусова О.А. Згурськая Е.А. Фролова Е.В.. Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»

Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»

Воспитатели:

  • Чаусова О.А.
  • Згурськая Е.А.
  • Фролова Е.В.

Киселёвский городской округ 2019 г. Муниципальное автономное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида

Тип проекта: исследовательский

Срок реализации проекта: Среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители

 

Скачать конспект

Актуальность проекта: Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки. В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры. В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта ее обязательно сбывается. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла в прошлом, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Нам захотелось узнать историю создания различных кукол. Цель проекта: Приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы. Задачи проекта:

  • Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
  • Создавать условия для творческого самовыражения детей.
  • Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой. Ожидаемый результат:
  • у детей сформированы знания о различных куклах, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
  • у дошкольников развивается познавательный интерес к национальным традициям ее использования в быту.
  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

1. Подготовительный этап:

Изучить литературу по ознакомлению детей с народной куклой

  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла, — СПБ: Паритет 2005г.
  • «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Журнал Дошкольное воспитание № 7, 2011г.
  • «Народная кукла в игре современных детей». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6, 2008г.
  • Князева О. л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской литературы». СПб: Детство-пресс, 1999г.
  • Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна шуба…» СПб: Детство- пресс, 2000г.
  • «Народное искусство в воспитании детей». Москва 1997г. Консультация для родителей. Тема: «Народная кукла в воспитании и развитии дошкольников»

Цель:

мотивация родителей к участию в проекте, налаживание взаимодействия с родителями в организации детской исследовательской деятельности.

Создание предметно-развивающей среды:

  • оформление альбомов с иллюстрациями;
  • подбор материалов, схем по изготовлению народных кукол, народных костюмов, узоров;
  • подбор народных подвижных игр, хороводов;
  • изготовление дидактических игр;
  • подбор художественной литературы: русских народных сказок, фольклора;
  • подбор музыкальных произведений для прослушивания;

2. Основной этап:

1. Чтение художественной литературы (вид деятельности)

  • Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;
  • Чтение стихотворений о куклах;
  • Чтение и разучивание колыбельных песенок, потешек;
  • Чтение глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света";
  • Разгадывание загадок о куклах;
  • Легенда о том, когда появилась первая кукла;

2. Двигательная (вид деятельности)

1. Подвижные игры:

  • Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко — малечко».

Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.

  • Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант). Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
  • «Ловишки с лентами»;

2. Хороводные игры:

  • «Подарки»; • «Колпачок»; • «Бабка Ёжка»;

3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Игрушки»;

4. Физкультминутки и динамические паузы: • «Неваляшки»; • «Поднимает кукла руки»; • «Матрешки»; • «Ты не плачь, моя Милашка»; • «Игрушки»;

3. Коммуникативная (вид деятельности)

  1. Дидактические игры: • «Найди вещь»; • «Узнай, что это?»; • «Русский сувенир»; • «Найди пару»; • «Угадай куклу по описанию»; • «Художники-рестовраторы» (разрезные картинки); • «Из чего сделана кукла?»; • «Ткань на ощупь»;
  2. Беседы: • «Какие бывают куклы»; • «Куклы наших бабушек»; • «Из чего можно сделать куклу»; • беседа о дымковской игрушке, о матрешке;
  3. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  4. Познавательно – исследовательская (вид деятельности) • Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лен, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки);
  • Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта.
  • Знакомство с куклой «Пеленашкой». Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида куклы, ее назначением.
  • Рассматривание куклы в национальном русском костюме. Цель: познакомить детей с народным костюмом, с русским орнаментом и его особенностями.

5. Продуктивная (вид деятельности)

1. Рисование: • «Роспись матрешки»; • «Роспись дымковской барыни»; 2. Лепка: «Дымковская барыня»;

3. Ручной труд: «Изготовление куклы-пеленашки с детьми»

4. Аппликация: «Сарафан для куклы»;

6. Игровая (вид деятельности)

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • «День рождение куклы»; • «Дочки-матери»; • «Новоселье куклы»; • «Магазин одежды для куклы»;

2. Театрализованные игры: • «Играем в кукольный театр»; • Инсценировка сказки «Маша и медведь» с использованием перчаточных кукол; • Инсценировка сказки «Три медведя» с использованием пальчиковых кукол;

Работа по реализации проекта «Куклы прошлых лет» среднесрочный, длился 2 месяца (февраль – март 2017 год). Работа по реализации проекта проходила организованно. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. Основной этап состоял из цикла занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомились с новыми народными куклами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. В процессе исследовательской деятельности, дети установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы: 1. Обереговые; 2. Обрядовые; 3. Игровые; В совместной продуктивной деятельности, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла. На протяжении всего проекта по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения народных кукол, научились делать кукол из различных материалов (глина, ткань) и расписывать наряд куклы в соответствии с ее названием.

Работа с родителями

  • С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование. 1.Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная) 2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками. 3. В какие куклы играют Ваши дети? 4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)? Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. • С целью расширить представления детей о куклах, родителям было предложено найти информацию об единственном в России музее уникальных кукол. • С целью создания наглядной выставки «Куклы прошлых лет», родители приносили и изготавливали сами разнообразных кукол.

3. Заключительный этап:

Содержание итоговых мероприятий проекта:

  • Подведение итогов проекта.
  • Подготовка презентации по фотографиям.
  • Оформление выставки «Куклы прошлых лет».
Просмотров: 556
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Жаркова Нина Анатольевна. Консультация для родителей и воспитателей 'Куклы для мальчиков'
  • Власова Галина Ивановна. 'Картотека: куклы-обереги своими руками'
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Якимова Жанна Александровна. Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «Купание кукол»
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника
  • Исмагилова Ольга Александровна. Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группы «День рождения куклы Маши»
  • Железцова Галина Васильевна. Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Новоселье у куклы Кати»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Лайшева София Саитовна. Познавательно – творческий проект; «Куклы из бабушкиного сундучка»
  • Вафина Гульшат Салаватовна. «Красивая квартира для Куклы Лизы» (Конспект НОД в средней группе с использованием ИКТ)
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Яковлева Марина Петровна. Проект: «Забытые старые куклы и современно новые»
  • Прудникова Светлана Николаевна. Образовательно–познавательная деятельность: «Необычные куклы из соломы».
  • Андреева Оксана Юрьевна. Конспект занятия в средней группе (аппликация) Тема: «Платочек для куклы Кати».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь