Воспитатели:
- Чаусова О.А.
- Згурськая Е.А.
- Фролова Е.В.
Киселёвский городской округ 2019 г. Муниципальное автономное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида
Тип проекта: исследовательский
Срок реализации проекта: Среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители
Скачать конспект
Актуальность проекта: Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки. В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры. В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта ее обязательно сбывается. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла в прошлом, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Нам захотелось узнать историю создания различных кукол. Цель проекта: Приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы. Задачи проекта:
- Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
- Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
- Создавать условия для творческого самовыражения детей.
- Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой. Ожидаемый результат:
- у детей сформированы знания о различных куклах, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления.
- у дошкольников развивается познавательный интерес к национальным традициям ее использования в быту.
- родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
1. Подготовительный этап:
Изучить литературу по ознакомлению детей с народной куклой
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла, — СПБ: Паритет 2005г.
- «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Журнал Дошкольное воспитание № 7, 2011г.
- «Народная кукла в игре современных детей». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6, 2008г.
- Князева О. л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской литературы». СПб: Детство-пресс, 1999г.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна шуба…» СПб: Детство- пресс, 2000г.
- «Народное искусство в воспитании детей». Москва 1997г. Консультация для родителей. Тема: «Народная кукла в воспитании и развитии дошкольников»
Цель:
мотивация родителей к участию в проекте, налаживание взаимодействия с родителями в организации детской исследовательской деятельности.
Создание предметно-развивающей среды:
- оформление альбомов с иллюстрациями;
- подбор материалов, схем по изготовлению народных кукол, народных костюмов, узоров;
- подбор народных подвижных игр, хороводов;
- изготовление дидактических игр;
- подбор художественной литературы: русских народных сказок, фольклора;
- подбор музыкальных произведений для прослушивания;
2. Основной этап:
1. Чтение художественной литературы (вид деятельности)
- Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;
- Чтение стихотворений о куклах;
- Чтение и разучивание колыбельных песенок, потешек;
- Чтение глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света";
- Разгадывание загадок о куклах;
- Легенда о том, когда появилась первая кукла;
2. Двигательная (вид деятельности)
1. Подвижные игры:
- Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко — малечко».
Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
- Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант). Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
- «Ловишки с лентами»;
2. Хороводные игры:
- «Подарки»; • «Колпачок»; • «Бабка Ёжка»;
3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Игрушки»;
4. Физкультминутки и динамические паузы: • «Неваляшки»; • «Поднимает кукла руки»; • «Матрешки»; • «Ты не плачь, моя Милашка»; • «Игрушки»;
3. Коммуникативная (вид деятельности)
- Дидактические игры: • «Найди вещь»; • «Узнай, что это?»; • «Русский сувенир»; • «Найди пару»; • «Угадай куклу по описанию»; • «Художники-рестовраторы» (разрезные картинки); • «Из чего сделана кукла?»; • «Ткань на ощупь»;
- Беседы: • «Какие бывают куклы»; • «Куклы наших бабушек»; • «Из чего можно сделать куклу»; • беседа о дымковской игрушке, о матрешке;
- Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
- Познавательно – исследовательская (вид деятельности) • Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лен, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки);
- Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта.
- Знакомство с куклой «Пеленашкой». Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида куклы, ее назначением.
- Рассматривание куклы в национальном русском костюме. Цель: познакомить детей с народным костюмом, с русским орнаментом и его особенностями.
5. Продуктивная (вид деятельности)
1. Рисование: • «Роспись матрешки»; • «Роспись дымковской барыни»; 2. Лепка: «Дымковская барыня»;
3. Ручной труд: «Изготовление куклы-пеленашки с детьми»
4. Аппликация: «Сарафан для куклы»;
6. Игровая (вид деятельности)
1. Сюжетно-ролевые игры:
- «День рождение куклы»; • «Дочки-матери»; • «Новоселье куклы»; • «Магазин одежды для куклы»;
2. Театрализованные игры: • «Играем в кукольный театр»; • Инсценировка сказки «Маша и медведь» с использованием перчаточных кукол; • Инсценировка сказки «Три медведя» с использованием пальчиковых кукол;
Работа по реализации проекта «Куклы прошлых лет» среднесрочный, длился 2 месяца (февраль – март 2017 год). Работа по реализации проекта проходила организованно. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. Основной этап состоял из цикла занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомились с новыми народными куклами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. В процессе исследовательской деятельности, дети установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы: 1. Обереговые; 2. Обрядовые; 3. Игровые; В совместной продуктивной деятельности, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла. На протяжении всего проекта по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения народных кукол, научились делать кукол из различных материалов (глина, ткань) и расписывать наряд куклы в соответствии с ее названием.
Работа с родителями
- С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование. 1.Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная) 2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками. 3. В какие куклы играют Ваши дети? 4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)? Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. • С целью расширить представления детей о куклах, родителям было предложено найти информацию об единственном в России музее уникальных кукол. • С целью создания наглядной выставки «Куклы прошлых лет», родители приносили и изготавливали сами разнообразных кукол.
3. Заключительный этап:
Содержание итоговых мероприятий проекта:
- Подведение итогов проекта.
- Подготовка презентации по фотографиям.
- Оформление выставки «Куклы прошлых лет».
|