Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника

Роль куклы в жизни дошкольникаМуниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение  «Детский сад «Берёзка» г. Тулун.
ПРОЕКТ АБРАМЕНКО Н.Н.
Цель: Способствовать воспитанию качеств личности: открытость, желание устанавливать контакты, гибкость, умение перестраиваться и подстраиваться,  развивать способность к саморегуляции (умение контролировать ситуации).
Мотив: Наблюдая за играми детей в группах, видела, как дети вносят в игры  свой жизненный опыт социальных и общественных отношений. У всех детей опыт разный, у кого более богатый, у кого скудный.
В ходе беседы с детьми на тему: «Какие бывают куклы?», я сделала вывод, детям известны современные куклы «Барби», «Трансформеры», они не имеют представления о предках современных кукол: тряпичных, соломенных, деревянных….
Из беседы с родителями: « Какие игрушки есть у вас дома? Как играют дети?», стало понятно, почему при создании не стандартной ситуации дети испытывают затруднения при её решении. Дети привыкли ко всему готовому (готовая мебель для Барби,..)  они не способны применить творчество в игровой ситуации. Они испытывают трудность.
Я решила, изучить историю возникновения кукол, их видами, способы изготовления и донести свои знания до детей.
Актуальность проблемы: расширить представление детей о кукле, научить изготавливать куклу из бросового материала; прививать умение использовать куклу по назначению в игровой деятельности. Способствовать формированию личностных качеств, налаживанию межличностных отношений.
Прогнозирование результата: изготовление практического материала совместно с родителями и детьми, создание мини музея куклы.
источники информации
посещение художественной школы:
цель: понаблюдать за техникой изготовления кукол из соломы, глины, дерева.
Изучение литературы: С.В
Образцова « Всю жизнь я играю в куклы» Журнал «Ребёнок в детском сад» № 4, 5, 6 – 2003 г.
№1 2004г.  Стр.30 ж. «Дошкольное воспитание»
№ 10 1997г. Стр.105. ж. «Дошкольное образование»
№5 2005г. ж. «Дошкольное образование»
№22, 21 2003г. «Детский сад со всех сторон»
№29 2001г. «Растём, играя» В.Н. Недоспасова.

« Я, ты, мы» - программа социально – эмоционального развития дошкольников.
Реализация проекта: свою работу я начала с работы с родителями,  на родительском собрании предложила консультацию  «О детских играх и игрушках» (использовала приложение С. Новосёловой).
Использовала игровую ситуацию для посещения краеведческого музея: утром рассказала об услышанном  накануне разговоре кукол. Кукла Инна вместе со своими подружками разговаривала о том, что дети никогда не говорят о прадедушках и бабушках кукол современных кукол. Предложила разгадать загадку родословной куклы, в этом нам могли помочь специалисты художественной школы. Так мы посетили художественную школу, и побывали на занятии по изготовлению кукол из глины. Откуда познакомились с краткой историей кукол, рассмотрели кукол из дерева, лоскутков.
Вечером я попросила детей поговорить с родителями, и узнать  какими куклами играли они.
Через неделю я предложила ребятам стать мастерами – кукольниками. И изготовить куклу – закрутку. Работа оказалась достаточно сложной, не все дети справились, но работа была увлекательной и учила терпению и аккуратности.
На следующем занятии предложила игру « Одень куклу». Игра способствовала развитию творческого мышления воображения. Игру «В Зазеркалье».
делала подборку способов изготовления кукол из перчаток, бутылок, посуды. Привлекла родителей в изготовление кукол из бросового материала.
В группе отвели специальное место,  где стали жить наши куклы.

КУКЛЫ  ИЗ  БАБУШКИНОГО  СУНДУКА (разнообразные, способы изготовления)
Кукла  « ПОКОСНИЦА»
1. Берём ткань - белёный холст, прямоугольной формы (рис.1а). В середину кладём кусочек ваты и завязываем ниткой, получается головка (рис.1б).
2.Углы ткани обматываем нитками и получаем ручки (рис.1в). Кукла - покосница готова.
3.Если обмотать нижние углы нитками, то получится парень (рис.г).
Остаётся только сшить одежды и одеть куклу.

Кукла - берегиня
Кулы-берегини, по представлению наших предков, должны были помогать девочкам, девушкам, женщинам, так как в каждой такой кукле заключена была вся сила женщин того или иного рода. Поэтому лица у кукол-берегинь не было, ведь в роду много женщин, и у каждой своё лицо. Девочки получали своих кукол-берегинь по наследству от своих бабушек и матерей, а также делали их сами. Кукол накапливалось много, иногда до трёхсот и более. И когда девушка выходила замуж, то её кукол везли на отдельной телеге вместе с приданым.
Способ изготовления:
1.Возьмём небольшой квадратный кусок поролона, свернём его в тугую трубочку (рис.1).
2.Накроем её белой тканью; квадрат ткани должен быть больше поролонового (рис.2).
3.Аккуратно обернём по форме (рис.3)
4. Закрепим получившийся цилиндр, сшивая свободные края ткани обычным намёточным швом (рис.4).
5.Покроем верхнюю часть цилиндра белой тканью – это самый большой квадрат (рис.5).
6.Сформуруем «голову» и «руки»: перетянем ткань плотной ниткой на уровне «шеи» и распределим свисающие углы ткани таким образом, чтобы «руки» получились по бокам; стянем ниткой концы. Передним и задним углам ткани обернём нижнюю часть цилиндра «туловище» и закрепим их(рис.6).
7.Наденем «на куклу» нижнюю белую юбку(«подъюбник») с кружевным краем внизу (рис.7) Для её изготовления используем длинный прямоугольник ткани. К одному длинному краю пришиваем кружево (низ), затем сшиваем короткие стороны прямоугольника; верхний край промётываем прочной ниткой (рис7а), собираем и стягиваем в поясе (рис.7б).
8.Теперь сошьём рубаху. Для этого возьмём прямоугольный кусок ткани (основу рубахи) и вырежем по середине круг; можно надрезать круг с передней стороны рубахи так ,чтобы получилась горловина с воротом (рис.8а). Затем два меньших прямоугольника (рукава) пришиваем к серединам двух длинных сторон основы (рис.8а). Складываем получившуюся крестовину пополам и сшиваем бока основы и рукавов. Манжеты промётываем поперёк прочной ниткой и собираем (рис.8). Все «входы» (горловину, низ рубахи и рукавов) украшаем тесьмой или вышивкой; надеваем рубаху.
9.В последовательности, указанной в п.7, шьём верхнюю юбку из ткани в клетку или любой другой, подходящей по расцветке. Юбка должна быть короче подъюбника (рис.9).
10. Шьём передник (рис.10) к поясу пришиваем сосборенный прямоугольник ткани украшенный тесьмой или вышивкой.
11.Делаем головной убор из двух прямоугольников, один из которых в два раза длиннее другого. Длинный прямоугольник промётываем, стягиваем до длины короткого прямоугольника и сшиваем оба по длине. Пришиваем завязки, украшаем тесьмой и помпонами.
КУКЛЫ ИЗ БУТЫЛОК
Способ изготовления: бутылка переворачивается горлышком вверх. Часть отведённая под лицо оформляется аппликативно. Туловище будущей куклы наряжают со всей изысканностью и роскошью. И наконец, в горлышко бутылки вставляют и крепко закрепляют палочку, с помощью которой куклу будут водить.
Цель: 1. Развивать творческое воображение.
2.Развивать речь.
Способ использования: данные куклы можно использовать в театрализованной деятельности, для творческого рассказывания, придумывания своих сказок.

ЦЕЛЬ:          Обучать начальным математическим                 представлениям.
Закреплять названия предметов чайной посуды.
Ход представления:
Первая чашка: Я сегодня самая счастливая! Петя пил из меня чай целых три раза и не пролил ни капли.
Вторая чашка: подумаешь, счастье! Моя Машенька выпила на две чашки больше да ещё чашкой чая угостила.
Чайник: Это сколько же раз ты наполнялась чаем?
Первая чашка: Знаете ли, сколько жидкости в меня входит?
Вторая чашка: Сколько
Первая чашка: Целая чашка!
Вторая чашка: Подумаешь, удивила! В меня входит столько же. Вот чайнику действительно есть, чем гордиться.
Чайник: Расскажите, чем? Я хочу собой гордиться!
Дети помогают чайнику определить, сколько чашек жидкости в него входит, и насколько это количество больше, чем жидкости в одной чашке, в двух чашках и т.п.
Тряпичная кукла - закрутка
Материал: два кусочка светлой ткани размерами 20 на 20см, катушку ниток и комочек ваты.
Способ изготовления: туловище - отогнём нижний край одной заготовки наизнанку на 2-3см и не очень сильно закрутим. Свободный край бокового среза также отогнём наизнанку. В двух местах, условно говоря, на линии шеи и талии перевяжем закрутку нитками.
Туловище готово. Оно должно быть устойчивым на столе, для этого мы сделали подгиб внизу. 
Голова – Возьмём вторую заготовку – квадратик белой ткани, положим в его середину кусочек ваты, и перегнув по центру лоскуток, сформируем шарик. Эту голову накладываем на туловище и крепко затягиваем нитку, образуя линию шеи. 

Руки – Для этого подогнём срез и заберём лишнюю ткань по линии талии, при этом можно дать любое направление 
Волосы и косы – можно сделать разными способами. Например  из эластичного чулка. Натяните тонкую полоску на кукольную голову, затем её конец  разрежьте на три ленты и заплетите косу. Для того чтобы причёска держалась на голове, повяжите голову ленточкой.
Из ниток: 1.наложить на голову.
2.прошить в центре.
3.сделать причёску.

КУКЛЫ ИЗ ВАРЕЖЕК И ПЕРЧАТОК 
Эти куклы выразительны и просты в изготовлении. На старые вязаные варежки нашьём пуговицы, рот, брови, волосы. Нос образует большой палец варежки, а голову – основная её часть. Оформим персонаж в соответствии с замыслом и  характером.
Человечки
1.Разрезать 3-й и 4-й пальчики перчатки по пунктирной линии.
2.Сшить их друг с другом, образуя один большой палец, который будет головой куклы.
3.Отрезать пальчик 1 и зашить отверстие.
4. Разрезать низ перчатки и сформировать ноги.
5.Оформить игрушку.
Волк
1. заправить палец вовнутрь.
2.сформировать дно.
3.выполнить ушки (со стороны резинки)
4.оформить мордочку.

Кукла и её роль в воспитании детей
[Девочка-лягушка]
В детских садах можно обнаружить самых различных представителей кукольного театра от ложки и веников - до самых сложных в управлении кукол. Но сделать кукол это одно дело, а поставить кукольный театр другое.  А соединить кукольный театр с педагогическими принципами - нечто третье. Конечно, изготовление персонажей процесс сам по себе увлекательный и воспитывающий. Но он больше связан с искусством, чем с театром. Кстати первые послереволюционные театры кукол были организованы школьными учителями рисования. Спектакль для детей поставленный взрослыми, тоже удачно вписывается в мозайку педагогической жизни. А вот про спектакль поставленный детьми так однозначно не скажешь. Всегда хочется спросить о цене, заплаченной за щепотку родительского тщеславия и аплодисменты высокопоставленных гостей: так ли уж необходимы утомительные репетиции, отнимающие время от игры и прогулки, для развития малышей? Где здесь кончается педагогика и начинается «работа на результат»?
Творчество дошколят по определению не может быть ориентированным на взрослого. Поэтому задача воспитателя научить детей получать удовольствие от  деятельности. С раннего возраста дети начинают знакомиться с представителями разных видов театра, учиться взаимодействовать с ней.
В театральных уголках  и расставленных в группах кукольными персонажами, процесс улавливается не всегда. Правда, некоторых кукол – по преимуществу тех, что умеют стоять, - дети используют в ролевых и режиссёрских играх.
Но такую куклу сложно назвать собственно «театральной»:  она не требует специфических навыков в обращении.
А вот с перчаточной куклой уже просто так не поиграешь: «тут надобно уменье».
1 этап – превратим обычную резиновую игрушку ( ту что пищит) в театральную куклу.
Наденем на неё палочку. Такая палочка называется, на языке кукловодов, габит. В профессиональном театре с помощью габита актёр управляет головой куклы – заставляя её кивать, оглядываться в разные стороны, смотреть вверх и т. п. Резиновая игрушка на палочке, конечно, не способна к подобной «двигательной активности».  Но благодаря габиту она всё - таки получает новые возможности для разнообразных движений.
Главное - дети способны такие движения повторить. А ещё лучше – открыть их для себя самостоятельно.
Ситуация поиска – новых движений, новых выразительных поз, модуляций голоса.
Театр в первую очередь – искусство импровизации. Детям нужно предоставлять возможность импровизировать, они должны быть поставлены в условия, когда не импровизировать невозможно.
2 этап – перчаточная кукла. Эта кукла уже многое умеет и может многому научить ребёнка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головы и жестикуляции ручек ( движения пальцев ), изображать настроение и намерение куклы за счёт её походки (движения кисти и руки).
Иными словами, перчатка и шарик помогают ребёнку сделать шаг к созданию образа персонажа.                                                . 3 этап – кукольные спектакли Их  цель: помочь детям изжить страхи и тревоги, преодолеть барьер общения со сверстниками и взрослыми.
Обобщение опыта
Дети начинают воспринимать окружающее с момента рождения. Чтобы они могли дать оценку увиденному, определить, хорошее это или плохое, отличить истинно красивое от яркой дешевизны и пошлости, их необходимо учить этому, причём только с момента рождения. Развитие вкуса ребёнка начинается в семье. Играя с ребёнком в куклы, его можно многому научить, многое объяснить, к тому же не просто на словах, а на ярких примерах. Работа над куклой не только очень удивительна, но и познавательна.  В процессе этой работы у ребёнка вырабатываются усидчивость, старательность, терпение, аккуратность, развиваются воображение, внимание, память,  чувство ритма, воспитывается стремление доводить начатое дело до конца.
Разумеется, в первое время,  основную работу приходилось делать самой.
Постепенно дети втягивались в работу, у них появлялась заинтересованность.
Изготовление тряпичных кукол, кукол из соломы, лепка кукол из пластилина совершенствует у ребёнка мелкую моторику,  что ведёт к развитию головного мозга, способности быстро улавливать новое.
Изготавливая тряпичную куклу,  мы закрепляли цвета спектра и разучивали скороговорки: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Свалил Фонарь», «Каждый Охотник Желает Знать,  Где Сидит Фазан». При изучении красного, дети узнали, что «красный» обозначало в древности на Руси «красивый». Детям было интересно узнать, что согласно языческим верованиям древних славян шум и свист игрушек должен был отгонять злых духов от их владельцев, а тряпичные,  являлись своеобразным оберегом.

Работа над куклами требует наблюдательности, умение подмечать характерные черты животных и образы людей. Она развивает зрительную память, воображение, способность мыслить творчески, обобщать. Кукла может быть  выполнена со строгим соблюдением пропорций и в мельчайших деталях, а может быть просто куклой, передающей характерные черты человека, зверя,  но сохраняющей при этом некоторую условность. Обобщённость формы куклы с преувеличением характерных деталей не только  создаёт занимательный образ, но и развивает у детей абстрактное мышление, способность видеть и выражать самое главное, отсекая ненужное.

Куклы не раз помогали мне и в воспитательной работе. В решении конфликтных ситуаций между детьми, коррекции их поведения.

Игра с пальчиковыми куклами, в любое время, как и лепка из пластилина, очень хорошо развивает мелкую моторику ребёнка. Хорошая моторика пальцев способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за восприятие, анализ и запоминание.

Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, широкое и узкое, высокое и узкое, высокое и низкое, круглое, острое. При изготовлении кукол в доступной

форме можно объяснить, что такое центр, правее, левее, ниже, ближе, дальше.

В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса.

В.А.Сухомлинский писал о детях так: «…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в  стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Немало важно – создать между воспитателем и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Воспитателю необходимо понять психологические проблемы ребёнка, вовремя помочь ему справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть обсмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – всё это, как снежная лавина, обрушивается на маленького человека. И в этом помогают куклы, они никого не оставят равнодушными, потому что ребёнку напоминают его повседневные игрушки. Именно игра с куклой  поможет формировать способность к взаимодействию со сверстниками. Когда я изготовила куклу «Антошка» он стал настоящим помощником в решении воспитательных задач в группе, ведь ему ребёнок может поведать свои тайны, ещё мы используем эту куклу на занятиях по математике, для закрепления геометрических фигур.

С помощью куклы «Девочки – лягушки» мы сочиняем разные истории, что способствует развитию связной речи, закрепляем цвета спектра.

Кукла на пяльцах помогает закреплять правила поведения за столом. И к тому же очень часто участвует в театральных представлениях.

Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Платонова Юлия Касимовна. «Виды кукольных театров в детском саду и дома. Изготовление театральных кукол»
  • Шипкова Вера Николаевна. Интегрированная театрализованная деятельность для детей 2-4 лет «Как снеговик елочку на праздник нес» с использованием ростовых кукол
  • Инедеркина Елена Григорьевна. Конспект занятия младшей группы по художественно- эстетическому развитию (лепка). Тема: «Бусы для чувашских кукол».
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Шевлюга Оксана. Румбокс для кукол
  • Филиппова Татьяна Иосифовна. Конспект НОД по лепке для детей средней группы «Посуда для кукол»
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Якимова Жанна Александровна. Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «Купание кукол»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Парфенова Юлия Александровна. Проект: «Мини-музей кукол настольного театра»
  • Федорчук Юлия Валерьевна. Нод по рисованию во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования пеной для бритья «Мороженное для кукол»
  • Шадрина Анна Анатольевна. Как увлекательно провести выходные с ребенком 'Музей Кукол'
  • Саая Чодураа Васильевна. Мастер-класс на тему «Прекрасный мир кукол»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Кудинова Татьяна Александровна. Куклы из бросового материала
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Швалева Татьяна Николаевна. Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна, Наумова Марина Валерьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «Чудесный мешочек куклы Маши» ВТОРАЯ РАННЯЯ ГРУППА
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Белоусова Наталия Владимировна. Конспект занятия «Переставим мебель для куклы»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь