«КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА» Цель: Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Задачи: Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Развивающие задачи: Развивать социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки. Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, синтепон), умение различать лицевую и изнаночную стороны. Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия. Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания. Образовательные задачи: Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
Расширить и закрепить знания, и умения по работе с ткань - отработка навыков и умений при работе с тканью. Оборудование: - Табличка с названием группы. - Эмблемы с именами. - Шкатулка с бусинами красного и черного цветов. - Сундук. - Волшебная книга. - Народные костюмы (сарафан, рубаха, кокошник, порты, косоворотка, колпак, сапоги). - Куклы в русских костюмах. - Кукла «Каша», чугунок. - Картинки с пословицами. - Лоскуты ткани для изготовления куклы (круги трёх размеров), красная ткань для платка. - Нитки, ножницы. - Макет куклы «Колокольчик». - Куклы-образцы для выставки. - Русская народная мелодия. - Магнитофон. Воспитатель забирает «детей» из музыкального зала. Воспитатель: Чтобы форму не терять, Чтоб здоровье укреплять, День с зарядки начинаем, Упражненья повторяем! Все идут на зарядку. Все движения сопровождаются музыкой. По окончании зарядки воспитатель ведет детей в группу, проговаривая правила поведения на лестнице:
Мы по лесенке пойдем.
Не забудьте вы о том:
Есть перила, чтоб держаться.
Идти по правой стороне стараться.
«Дети» заходят в группу.
Воспитатель: Я вас в группу приглашаю.
Не будет скучно – обещаю!
Мы «Почемучками» зовемся,
На все ответов здесь добьемся!
После этого воспитатель собирает всех «детей» на коврике для знакомства. На футболку прикрепляются эмблемы с именами.
Воспитатель: Познакомиться пора!
Все! Вниманье, детвора!
Букву я произношу.
С нее чье имя – встать прошу!
После того, как прошло знакомство, воспитатель произносит слова для хорошего настроя на день:
Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить!
Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Все садятся на коврик, чтобы собрать «Бусы настроения».
Воспитатель: Ребята, у меня есть необычная шкатулочка. А необычна она тем, что хранит в себе бусины двух цветов: красного и черного. Я предлагаю вам собрать «Бусы настроения». Правило: если у вас хорошее настроение, вы надеваете бусину красного цвета, а если плохое – черного.
Посмотрите, какие замечательные бусы у нас получились!
Звучит музыка. В группу входит бабушка-сказочница с сундуком в руках.
Бабушка-сказочница: Здравствуйте, детки! Я бабушка-сказочница. Я очень люблю рассказывать сказки. Есть у меня одна старинная вещь – сундук. Да не простой, а волшебный. Звучит волшебная музыка. Сундучок нам сообщает, что в нем что-то есть. Вам интересно, что там внутри?.. Тогда возьмитесь все крепко за руки и повторяйте все за мной: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!»
Звучит волшебная музыка. Бабушка достает из сундука книгу, на которой написаны волшебные слова «Сказка, сказка, появись, с нами рядом очутись!», и начинает рассказывать сказку.
* Инсценировка сказки (под музыку).
Сказка «Про Алёнушку и Иванушку»
Сказочница: Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатиться ему захотелось, да он и говорит:
Иван: Да красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?
Алёнушка: Я всё делать умею, только сшить не могу.
Иван: Ладно, а блины испечёшь?
Алёнушка: Я всё делать умею, только блины испечь не могу.
Иван: Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?
Алёнушка: Я всё делать умею, только мешок сшить не могу.
Иван: Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?
Алёнушка: Умею, умею, обрадовалась невеста.
Сказочница: Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать. Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс. А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.
Вот и сказочке конец. А кто слушал – молодец!
Бабушка-сказочница уходит, забывая сундучок.
Воспитатель: Ребята о чём этот рассказ? Кто такие сваты? Почему так поступил жених? Что не умела делать невеста?
Звучит волшебная музыка.
Ребята, посмотрите, бабушка-сказочница забыла свой волшебный сундучок! Давайте попробуем его открыть. Пытается открыть. Вот только что-то он не хочет открываться… Как же нам его открыть?
Предположения детей. Вывод: сундучок может открыться, если произнести волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!»
Сундук открывается. Воспитатель достает кукол в русских народных костюмах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Давайте с вами скажем, какие это куклы?
Передавать кукол из рук в руки, при этом называя, какая эта кукла.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научиться: и шить, и готовить, и ткать, прясть?
Ответы детей.
Ей показывает примером мама, а ещё были помощницы куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.
А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась?
Презентация куклы Каши.
Давайте её внимательно рассмотрим. Предложить детям по очереди её взять в руки, почувствовать, как в мешочке пересыпается крупа, предложить понюхать и определить какая там крупа.
У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша. Крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда каша была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Ребята, сундучок снова нам что-то приготовил. Давайте произнесем волшебные слова и посмотрим, что там: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!».
Чтение пословиц о труде
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
«Не красна изба углами – красна пирогами»,
«Хочешь калачи, не лежи на печи»,
«Терпение и труд всё перетрут».
Воспитатель: О чем эти пословицы? Что они означают?
Ответы «детей».
Правильно, нужно трудиться, помогать взрослым и тогда всему можно научиться делать самостоятельно.
Воспитатель: А ещё на Руси любили играть. Сейчас мы встанем в круг и будем повторять слова и движения за мной (Физминутка):
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком).
Семь сыновей (показать семь пальцев).
Все без бровей, (очертить брови пальцем).
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).
Вот с такой головой, (очертить большую голову).
Вот с такой бородой, (показать руками).
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой – ложку).
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).
И все делали вот так… (показать любое движение).
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Ребята, сундучок опять предлагает открыть его.
«Дети» произносят волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай свой бочок!»
Сундук открывается, а там – различные кусочки ткани.
Воспитатель: Детки, как вы думаете, что это за лоскутки? Предположения «детей».
А сейчас я вас приглашаю сесть за столы, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик» Почему она так называется? (маленькая, и по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах и повесить перед входной дверью, то она будет как оберег, и всякий человек входящий волей-неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.
Если же сделать несколько таких куколок на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.
- Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.
- Возьмите кусочек ваты и привяжите к ней колокольчик.
- Поднимите три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты с колокольчиком так, чтобы колокольчик свободно висел.
- Сформируйте голову.
- Сверху наденьте кусок белой ткани.
- Скатайте ручки и привяжите к ним ленточку.
- Поверх головы повяжите платок.
Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.
Итог занятия
Воспитатель: Оберег вы смастерили,
Опыт, знанья применили.
День полезен был для вас?
Еще встретимся не раз!
|