Драгилева Владлена Ивановна Воспитатель МБДОУ детский сад №54, г. Иркутск
Я работаю в детском саду, а значит, вся жизнь в нём – игра. Ни для кого не секрет, что вызвать интерес у детей не всегда бывает просто. В наше время надуманных чужеземных героев, компьютерныхтехнологий место обыкновенной куклы теряется и задача нас- педагогов состоит в том, как сказал Макаренко А.С. «дать детям возможность не только поиграть, но и пропитать этой игрой всю их жизнь». В своей работе я использую кукол ручной работы. Игры с куклой позволяют решить следующие задачи:
- повышение речевой активности детей
- обогащение и активизация словаря детей
- создание элементарных условий для театральной деятельности
- развитие мелкой моторики с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики
- развитие творческих способностей
- развитие коммуникативных способностей
Ожидаемый результат:
- формирование речевых навыков
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной и эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: о непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшей группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные возможности кукол широки. Играя с ними, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что куклы являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, национальной культуре.
Игры с куклами я организую и в утренние и в вечерние часы в нерегламентированное время. Например, в утренние часы куклы помогают мне разрядить весь драматизм расставания мамы с ребёнком (в адаптационный период). Бабушка Мудрёна всегда найдёт нужную потешку и успокоит малыша. Используя кукол, я таким образом, переключаю внимание детей и способствую стабилизации эмоционального состояния ребёнка..
Хто тут плачить, хто ревёть? Хто горючи слёзы льёть? Хошь пойду тебе куплю Крендел- врендель на меду?....
Или
Послушай, что тебе скажу- давай не будем плакать! А то услышит старый дед, дед, которому сто лет И нам подарит лапоть…
В ходе образовательной деятельности по развитию речевых коммуникаций и в свободном литературном чтении я приглашаю в гости к детям бабушку Баяну- сказительницу сказок.
Органично кукла включена в различные виды детской деятельности: музыкальную, продуктивную. Так бабушка является незаменимым персонажем развлечения на Масленицу, на итоговые мероприятия с использованием фольклора. Куклы помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. В организации режимных моментов мне также помогают кукла Мудрёна, потому что опытом жизненным умудрена. Особую радость доставляют детям игры с куклой, это даёт им возможность подержать куклу, хорошенько её рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у неё голос, характер, походка. Речь от лица кукол содержит фольклорный материал- это потешки, прибаутки, колыбельные, игры- забавы и конечно же сказки! Девиз моей работы- «Сделать жизнь детей в саду- доброй, пусть маленькой, но запоминающейся сказкой!»
Свою статью я хочу закончить словами Ларисы Рубальской:
Фея знала своё дело. И, летая в небесах. Днём и ночью, то и дело Совершала чудеса.
Фея кукол создавала, Мастерила, колдовала, Всё, чего она касалась, Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно Обретали куклы души. Ведь у кукол судьбы тоже С человеческими схожи.
А потом свои трофеи Раздавала людям фея, Потому что – это средство, Чтобы вечно помнить детство…
|