Цель- Закреплять и обогащать знания детей об игрушках;
- развивать интерес к русской народной игрушке
- учить сравнивать игрушки; находить сходство и различия; обогащать лексику яркими эпитетами
- учить изготавливать тряпичную куклу, вызвать интерес к русской народной кукле;
- побуждать детей к труду, творчеству
- воспитывать уважение к русской народной культуре.
Предварительная работа: Рассматривание игрушек, картинок, экскурсия в магазин игрушек, заучивание стихов об игрушках. Организация выставки народных игрушек.
Материал: народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские, матрешки, гжельские сувениры);
Последовательность интегрированной деятельности:
Воспитатель: Дети, какое ваше любимое занятие?
Дети: Мы любим играть.
Воспитатель: А во что вы любите играть?
/Дети перечисляют любимые игры и игрушки/.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются современные игрушки от ста-ринных?
Дети: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фар-фора....
В старину игрушки мастерили из дерева, глины, бересты...
Современные игрушки могут говорить, передвигаться, смеяться, шевелить руками, ногами, издавать звуки.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в прошлое и встретиться со старинными игрушками? Тогда добро пожаловать на выставку старинных игрушек!
К вам старинные игрушки Нынче в гости вдруг пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней чудной красоты.
/На стол выставляются народные игрушки/.
Дети, отгадайте, о какой игрушке я скажу.
Игра «Угадай, о какой игрушке идет речь».
Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, Но всего одна игрушка. /матрешка/.
Приглядитесь на них, что вы заметили?
Дети: Они разные! У них разные платочки, губки "бантиком. У каждой по- разному нарисованы щечки. У одной матрешки щечки -красные, у другой- розовые. А сарафаны — словно луг цветной!
Воспитатель: А сейчас о какой игрушке я говорю?
Мои руки крендельком, Щеки будто яблоки. Со мной издавна знаком Весь народ на ярмарке. /Дымковская барыня/
Воспитатель: Правильно. Это дымковская игрушка. А еще как ее ласково называют?
Дети: Дымка.
Воспитатель: Вы можете показать другие дымковские игрушки? (дети показывают, называют и рассказывают о других дымковских игрушках). Воспитатель: Вот еще одна загадка:
На белом сарафане синие цветы.
Девица-красавица!
Всем- всем очень нравится! Что это за игрушка?
Дети: Это игрушка-сувенир из Гжели. Все гжельские игрушки расписаны только белым и синим цветом.
Воспитатель: Какая красота перед нами! Все цвета радуги! Прямо душу радуют. Вы согласны со мной? Мы с вами частушки знаем про народные игрушки. Хотите их спеть и гостей порадовать?
Частушки
Вот игрушки так игрушки! Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра, Чтоб сказать, что есть в России Чудо-люди-мастера!
Шла девица за водой, За холодной-ключевой, А индюк всех удивил, Свои крылья распустил!
Они летом и зимой Любят жить одна в одной, Принесите им сапожки И пойдут плясать матрешки!
Что мы видим! Это диво! Сколько радости вокруг! Все игрушки так красивы! Аж захватывает дух!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сами повеселились и гостей повеселили. А сейчас послушайте, что я вам расскажу. Когда я была маленькая, мне моя мама сделала куклу. Вот какую, /показывает/ Она сделана из ткани. Значит
она какая? (тряпичная). Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу делать такую же? Вот смотрите. Беру детское одеяло, складываю пополам и сворачиваю в валик. Валик я перетягиваю красным шнурком, потому что красный цвет- защитный оберегающий. Теперь я заворачиваю валик в пеленку и завязываю ленточкой. Кукла готова. Она называется «пеленашка». Скажите, чем она отличается от привычных наших кукол? (ответы детей). Правильно, она безликая. Вспомните, что в старину говорили про таких кукол? (В старину считали, что безликие куклы имеют оберегающую, защитную силу. Это кукла- оберег.). Хотите сделать еще таких кукол? Скажите, с чего начнем? Что будем делать дальше? (ответы детей). Чтобы работа лучше спорилась, будем работать парами, один заворачивает валик и придерживает его, а другой будет его перетягивать. Согласны? /по ходу работы воспитатель подходит к детям, при необходимости помогает/.
По окончании работы дети дарят кукол гостям.
Эта кукла-оберег, Сбережет от разных бед, От неудачи, от болезней, Этой куклы нет полезней.
И от всей души сейчас Вы примите их от нас!
|