Иванова Юлия Владимировна. Роль игрушки в игровой деятельности детей.

Роль игрушки в игровой деятельности детей.

Иванова Юлия Владимировна МКДОУ д/с № 50 г. Новосибирск

В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре.

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению, постепенно овладевает языком. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни.

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой детским воображением.

Особенность игровой деятельности — её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, отражают своё отношение к ним.

 

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра — один из методов обучения и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдении, беседами, чтении и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал и игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного эталона окружающей материальной действительности. Игра и игрушка являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком уровне.

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий. Игрушки являются объектом игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.

Важным условием организации содержательной игровой деятельности детей является правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Основным принципом подбора игрового материала является соответствие игрушек и пособий реальному составу детей в группе. Игрушки необходимо хранить на открытых полках, в открытых шкафах. Периодически игрушки необходимо убирать, заменять их новыми для того, чтобы интерес к игрушкам не ослабевал. В результате продуманной воспитательной работы дети привыкают к установленному порядку, хорошо ориентируются в своём игровом хозяйстве, играют, не мешая другим.

Основное содержание игр:

  • изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед)
  • лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, дают лекарства, делают уколы)
  • поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски — управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.)
  • катание в тележке и машинке кукол и других игрушек
  • изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, танцуют с куклами)
  • воспроизведение инсценировок
  • игры со строительным материалом (дети строят домики, горку, заборчик, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери)
  • игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их)

Подбирать для игр ребёнка следует те игрушки, смысл которых созвучен его игровому и жизненному опыту.

Ребёнок рано включается в систему социального общения и ему не приходится самому способы действий с предметами. Всё это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщённой форме предметы, используемые взрослыми. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но педагогически целесообразной и интересной.

Классификация игрушек.

1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносительности с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1 Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевлённые и неодушевлённые объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы;

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы бытового обихода;

д) театральные);

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2 Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены развивающие задачи:

а) собственно -дидактические основаны на принципах самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами предназначены для игр на столе;

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

е) спортивные игрушки.

ж) игрушки-забавы.

2. Игрушки по степени готовности.

  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующих частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  5. Игрушки по виду применяемого сырья:

деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов (папьемаше).

4. Игрушки по величине:

мелкие (3-10 см.), средние (10-50 см.), крупногабаритные (соразмерные росту ребёнка в разных возрастных периодах).

5. По функциональным свойствам:

простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневмонические, магнитные, электрофицированные (электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе). Электронные; игровые комплекты, объединённые единой темой.

6. Игрушки по художественно-образному решению:

Реалистические, условные, конструктивные.

Игры детей третьего года жизни.

В играх детей третьего года жизни уже появляются те же черты, которые получают развитие впоследствии: подражания взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя- содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества.

Игры детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребёнку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучать малыша, воспитатель может проделать с куклами или др. игрушками, причём ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь на воображение и чувства ребёнка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая ёлочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино – повторить музыкальное занятие.

Дети находят разнообразное применение игрушке – материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, коробки, дощечки). Малыши быстро осваивают этот материал (лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробка – в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим.

На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры.

Практика подтверждает, что игры детей трёх – четырёх лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания.

Просмотров: 382
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Дидактические игры по развитию речи «Миниатюрные игрушки»
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Редактор. Игры и игрушки младшего школьника
  • Любовь Уйко. НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ
  • Формина Татьяна Викторовна. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
  • Шишова Людмила Николаевна. Роль игрушки в жизни современных дошкольников
  • Агатаева Ольга. Планирование недели «Игры и игрушки» во второй младшей группе
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Климова Ольга Александровна. Проект «Игры и игрушки наши лучшие друзья»
  • Задорожная Вера Михайловна. Комплексно-тематическое планирование. Тема: Неделя игры и игрушки»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Морева Ольга Ивановна. Роль игрушек в развитии ребёнка
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Познавательно-игровой проект «Народные игрушки»
  • Татьяна Викторовна Апарина. Примерный план проведения недели «Игра и игрушки»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поварго Елена Николаевна. Игровой комплекс для воспитанников от 2 до 3 лет по стихам Агнии Барто «Игрушки».
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Богатенкова Наталья Леонидовна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Эдит Сницарук. Стихи про игрушки для детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь