Иванова Юлия Владимировна МКДОУ д/с № 50 г. Новосибирск
В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению, постепенно овладевает языком. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни.
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни- действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой детским воображением.
Особенность игровой деятельности — её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, отражают своё отношение к ним.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра — один из методов обучения и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдении, беседами, чтении и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.
Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал и игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного эталона окружающей материальной действительности. Игра и игрушка являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком уровне.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий. Игрушки являются объектом игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.
Важным условием организации содержательной игровой деятельности детей является правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий. Основным принципом подбора игрового материала является соответствие игрушек и пособий реальному составу детей в группе. Игрушки необходимо хранить на открытых полках, в открытых шкафах. Периодически игрушки необходимо убирать, заменять их новыми для того, чтобы интерес к игрушкам не ослабевал. В результате продуманной воспитательной работы дети привыкают к установленному порядку, хорошо ориентируются в своём игровом хозяйстве, играют, не мешая другим.
Основное содержание игр:
- изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед)
- лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, дают лекарства, делают уколы)
- поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски — управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т.п.)
- катание в тележке и машинке кукол и других игрушек
- изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, танцуют с куклами)
- воспроизведение инсценировок
- игры со строительным материалом (дети строят домики, горку, заборчик, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери)
- игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их)
Подбирать для игр ребёнка следует те игрушки, смысл которых созвучен его игровому и жизненному опыту.
Ребёнок рано включается в систему социального общения и ему не приходится самому способы действий с предметами. Всё это малыши усваивают с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщённой форме предметы, используемые взрослыми. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но педагогически целесообразной и интересной.
Классификация игрушек.
1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносительности с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1 Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевлённые и неодушевлённые объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
а) куклы;
б) фигурки людей;
в) фигурки животных;
г) предметы бытового обихода;
д) театральные);
е) празднично-карнавальные;
ж) технические.
2 Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены развивающие задачи:
а) собственно -дидактические основаны на принципах самоконтроля;
б) дидактические игры (наборы) с правилами предназначены для игр на столе;
в) конструкторы и строительные наборы;
г) игры-головоломки;
д) музыкальные игрушки.
е) спортивные игрушки.
ж) игрушки-забавы.
2. Игрушки по степени готовности.
- Готовые.
- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующих частей и деталей.
- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
- Игрушки по виду применяемого сырья:
деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов (папьемаше).
4. Игрушки по величине:
мелкие (3-10 см.), средние (10-50 см.), крупногабаритные (соразмерные росту ребёнка в разных возрастных периодах).
5. По функциональным свойствам:
простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневмонические, магнитные, электрофицированные (электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе). Электронные; игровые комплекты, объединённые единой темой.
6. Игрушки по художественно-образному решению:
Реалистические, условные, конструктивные.
Игры детей третьего года жизни.
В играх детей третьего года жизни уже появляются те же черты, которые получают развитие впоследствии: подражания взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя- содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества.
Игры детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребёнку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучать малыша, воспитатель может проделать с куклами или др. игрушками, причём ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь на воображение и чувства ребёнка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая ёлочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино – повторить музыкальное занятие.
Дети находят разнообразное применение игрушке – материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, коробки, дощечки). Малыши быстро осваивают этот материал (лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробка – в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется тем, что в этом возрасте дети сами заменяют в игре один предмет другим.
На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки, дидактические и подвижные игры.
Практика подтверждает, что игры детей трёх – четырёх лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания.
|