Игрушка для ребенка — это проект будущего развития, фундамент раскрытия творческих способностей, проигрывания увиденного, становления личностных качеств. Именно в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных психологов, закладывается основа развития личности, жизненные приоритеты, человеческие качества. Игрушки служат мощным орудием в формировании духовных ценностей.
В современном мире высоких технологий человечество стремится к модернизации и усовершенствованию быта, окружающего пространства. Стремительный поток новых возможностей поглощает с головой человечества, меняя их отношения к жизни, людям, вещам. Общение друг с другом в основном происходит через интернет, телефон.
Игры современных дошкольников однообразны, агрессивны и бедны по сюжету, их игровая деятельность пронизана агрессией, жестокостью, злобой, сквернословием. Они больше в самостоятельных играх не спешат на помощь утопающему, не лечат раненого, не стремятся покорять новые вершины, открывать новые места, защищать Родину. У детей стирается грань между добром и злом. Им уже не понятно, какой герой злой, а какой хороший. А девочки, будущие мамы, стремятся походить фигурой на Барби, истощая себя диетами, и само материнство вызывает у них отвращение. Для детей актуальны такие игры как: зомби, трансформеры, куклы «Монстр-хай».
По проведенному опросу детей «Твоя любимая игрушка», в старшей группе, на первом месте куклы: «Монстр хай» (у девочек-70%); человек-паук (у мальчиков-60%); на втором месте — планшеты, коты-роботы, на третьем — компьютерные игры, монстры, как у девочек, так и у мальчиков.
Известно, что игрушка, сделанная своими руками, ближе и дороже. Это заложено в нас предками, и мы в своей работе решили опираться на этот главный механизм. Мы решили показать детям всю красоту игрушек наших предков, пригласить в прошлое игрушек.
В связи с выявленной проблемой нами была запланирована работа по повышению интереса к игрушкам сделанными своими руками. Нами было составлено примерное тематическое планирование на весь учебный год (сентябрь-май). А также запланирована работа в три этапа.
Первый этап-информационный. Цель информационного этапа: создание условий для расширения представлений об игрушках наших предков. На этом этапе нами была проделана следующая работа: изучена и прочитана литература, книги, журналы, энциклопедии, мы посмотрели видеофильм «Игрушки наших предков», совершили экскурсию в музей, общались с людьми, которые коллекционируют такие игрушки. Дети с большим вниманием смотрели, слушали, изучали игрушки. Многие задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы вместе с родителями.
Результатом первого этапа было: презентация детей на тему «Какие игрушки были у наших бабушек!». Получились презентации очень насыщенными, интересными. Дети с удовольствием делились полученными знаниями, опытом.
Второй этап нашей работы-практический. Цель данного этапа: создание условий для развития творческого потенциала через использование нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности. На данном этапе мы рисовали игрушки, совмещая несколько нетрадиционных техник. Работы получались креативными и яркими. Раз в неделю мы устраивали выставку творческих работ, поделок.
В непосредственно образовательной деятельности мы изготавливали игрушки своими руками, обыгрывали их, договариваясь о сюжете, атрибутах, событиях, интегрируя несколько образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Третий этап-завершающий. Цель завершающего этапа: создание условий для развития речевой активности через игровые ситуации. На последнем этапе нашей работы мы с помощью сделанных игрушек ставили спектакли для малыша и родителей. Такие как: «Приключение снежинки», «Солнечный лучик», «Загадочный кот». Такие спектакли пользовались большим успехом, а дети-актеры получили большую радость и опыт.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо установить партнерские отношения с родителями и ДОУ. Исходя из этого, мы в своей работе активно привлекали родителей, которые были участниками педагогического процесса.
Один раз в месяц мы проводили мастер-классы совместно с родителями и детьми. В соответствии с ФГОС мы предлагали разные способы изготовления игрушки, разнообразный материал. На таких мастер-классах родители учились слышать своего ребенка, работать в мини-группах, принимать во внимание не только желания ребенка, но и учитывать потребности других партнеров. Результат такой плодотворной работы получался интересным и оригинальным: дети вместе с родителями с удовольствием сочиняли разнообразные сказки, истории, где главными героями были игрушки, сделанные своими руками. Ярмарки в соответствии с лексической темой, служили продолжением такой работы: «Новогодние игрушки», «Снежное королевство», «Любимые сказочные герои». Родители совместно с детьми продумывали ход ярмарки, придумывали разные прибаутки, рекламируя свой товар.
Так же с помощью родителей в нашей группе мы организовали мини-музей «Игрушки наших бабушек». В этом мини-музее есть следующие игрушки: деревянная свистулька, деревянная повозка-каталка, дымковская игрушка, птица Сварога, колыбель-зыбка, тряпичные куклы, свадебная кукла с детьми, куклы-кувадки, кукла-пеленашка, соломенные куклы, фарфоровые игрушки, мартинички, неваляшки, матрешки, петрушка и многие другие. Дети с удовольствием приносили разные игрушки своих бабушек, рассказывали о ее истории, делились своими впечатлениями и даже сочиняли стихи, поэмы вместе с родителями. Наш мини-музей пользуется большой популярностью, приходят в гости дети из других групп.
Большое внимание в своей работе мы уделяем организации разнообразных форм работы с родителями: круглый стол, «Вечера-посиделки», выставки совместного творчества, любительский клуб игрушек, дни театра, ярмарки, мастер-классы. Такой подход в работе с родителями позволил повысить заинтересованность игрушками наших предков, сблизить родителей и детей, повысить качество воспитания.
Дети с удовольствием стали играть игрушками в самостоятельной деятельности, не только сделанными своими руками. В группу дети приносят теперь совсем другие игрушки: пупсы, стойкие оловянные солдатики, младенцев-пеленашек, матрешки, петрушки. Игры их стали разнообразными, сюжеты богаты персонажами, событиями. Девочки с любовью укачивают младенцев-пеленашек, мальчики играют в отважных капитанов, выручая из беды малышей, товарищей, защищают Родину. Такие игрушки позволили сплотить детский коллектив, научили сопереживать, ценить добро, любовь, беречь и уважать память предков, а самое главное- повысили уровень духовно-нравственной культуры.
К сожалению, мы не можем изменить современный высокотехнологичный мир, трудно заставить производителей убрать из продажи жутких монстров. Но в наших силах преобразовать тот мир, в котором живут и творят наши дети, обратить внимание детей на те игрушки, которые несут в себе доброту, радость, позитив. Играть вместе с детьми, совместно творить, акцентировать внимание на позитивных сторонах жизни, больше общаться, быть примером ценностей семейной жизни, материнства, ответственности. Ведь самое дорогое в нашей жизни-дети! И каждое мгновение, проведенное с ребенком, оставляет солнечный свет в наших душах, и ни одна игрушка этого не заменит.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексанянц, А. Мой друг — кукла / А. Алексанянц // Дошкольное образование — Первое сентября. — 2013. — № 12. — С. 50
- Гришина, О. Чудесные самоделки: [поделки] // Мой ребёнок. – 2012. — № 12. — С. 140-144: цв. ил. — (Готовимся к Новому году).
- Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О. Н. Капшук. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 221 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
|