Ковригина Светлана Николаевна. «Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»

«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»

(из опыта работы)

Воспитатель высшей квалификационной категории: Ковригина Светлана Николаевна Ступино, 2016г.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

 

Скачать конспект

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и успешной дальнейшей социализации детей. Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы.

Позвольте познакомить Вас с опытом педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района по использованию самодельных пособий в коррекционно-развивающей работе. Одно из таких самодельных посбий, которое уже на протяжении нескольких лет я использую в своей работе с дошкольниками, называется игрушка «Говорушка». Это пособие позволяет не только подготовить детей к обучению грамоте, но и позволяет решить целый комплекс коррекционно-образовательных и общеобразовательных задач при подготовке детей к дальнейшему школьному обучению.

Если говорить о задачах подготовки к обучению грамоте, то использование данного пособия позволяет обучать детей звуко-буквенному анализу и синтезу слова, слоговому анализу, знакомит с предложением и его составом. Решаются задачи, связанные с развитием всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи (развитие фонематического восприятия, правильное артикулирование и произношение звуков, развитие выразительности речи, дикции); обогащением, уточнением и активизацией лексического запаса; усвоением грамматических норм родного языка; развитием связной речи.

Кроме речевых задач, решаются задачи, связанные с развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления). У детей развиваются мыслительные процессы (классификация, сравнение, обобщение). Дошкольники учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивается общая и мелкая моторика.

Актуальность пособия заключается в том, что оно позволяет осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, отвечает принципам развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. Использование данного пособия позволяет постепенно усложнять учебный материал, опираясь на индивидуальный речевой опыт ребенка, который он приобретает. Можно использовать различные формы работы с пособием: групповую, подгрупповую, индивидуальную, работа в парах.

Для детей это пособие является в первую очередь игрушкой, и, используя его на занятии, воспитатель нетолько удовлетворяет естественую потребность ребенка в игре, но и создает зону психологического комфорта, создает игровую мотивацию к учебной деятельности, которая сохраняется на протяжении всего занятия. Можно предложить малышу украсить хохолок и хвост птички, нарядить ее в бантики (девочкам), галстучки (мальчикам), завязать ей красивые ленточки, помочь Говорушке исправить ошибки, выполнить задания, разгадать загадки, поиграть с ней и т.д. Различные методы и приемы, учебные ситуации позволяют использовать данное пособие по-разному в зависимости от того, какие коррекционные, развивающие и образовательные задачи ставятся и решаются педагогом и детьми, а так же от того, какими индивидуальными особенностями обладает каждый конкретный ребенок.

Игрушка сделана в виде птички. У нее есть хохолок, веерообразный хвост и полянка, по которой Говорушка любит гулять, и на которую можно выкладывать дидактический материал (картинки, буквы, разноцветные звуки, схемы слов, нитки, ленточки), который используется в процессе занятия.

Давайте попробуем вместе с вами выполнить ряд заданий с пособием, для того, чтобы вы увидели, как данное пособие используется в работе воспитателя.

Тема нашего занятия: «Подготовка к обучению грамоте».

П/с: закреплять лексико-грамматические категории по теме: «Ягоды», автоматизация звуков «ль, л» в речи, обучать составлению описательных рассказов по плану-схеме, развивать слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез.

Сегодня наша птичка станет девочкой, поэтому я повяжу ей красивый бант. Говорушка приготовила для Вас загадку (загадка о малине).

Совершенно верно, это малина, и я хочу подарить нашей птички картинку с этой ягодой. (Детям можно предложить несколько картинок с изображением различных ягод и пусть они выберут ту, которая является отгадкой). Послушайте внимательно: какой звук в слове я выделю голосом в середине слова (звук «ль»). Сегодня мы с вами поиграем со словом «малина» и со звуком «ль».

Предлагаю Вам следующие задания:

  • «Научим Говорушку произносить звук» (артикаляция звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «л»)»
  • «Выложи букву «Л» (из различных материалов: нитки, ленточки, счетные палочки, пуговицы и т.п.)
  • «Найди правильную букву» (правильную букву обведи, неправильную зачеркни, напиши по клеточкам букву)
  • «Почини букву» (из элементов)
  • «Назови слова, в названии которых встречаются звуки» ( «ль, л») (картинки с мягким звуком положи слева от Говорушки, с твердым – справа и т.п.)
  • «Раздели слово «малина» на слоги» (определение места слога в слове, анализ слогового состава, определение ударного слога)
  • «Составь звуковую схему слова «малина» (определение и состав звуков в слове, качественная характеристика звуков, порядок их следования, ударность)
  • «Составь из букв слово «малина» (добавление лишних букв)
  • «Что готовят из малины?», «Какой, какая, какое?», «Помоги Говорушке сказать правильно» (образование относительных прилагательных)
  • «Расскажи Говорушке, какая бывает малина» (составление словосочетаний)
  • «Составь предложение» (характеристика отдельных слов в предложении: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог; работа с составом предложения; составление предложений из отдельных слов, по схеме; подбор схемы к предложению, работа с деформированным предложением)
  • «Расскажи Говорушке о малине» (составление описательного рассказа, перессказывание литературного отрывка, разучивание стихотворения, чистоговорки, скороговорки со словом или звуками «ль, л»)

Выполнение заданий сопровождается оформлением игрушки Говорушки дидактическим материалом.

В конце занятия Говорушка может похвалить детей, подарить им наклейку, фишку, небольшую картинку, звездочку, таким образом, я мотивирую детей к следующим занятиям, формирую у них интерес к дальнейшей учебной деятельности.

В заключении хочу обратить Ваше внимание на то, что в данном пособии интегрируются все образовательные области. Это не только речевое развитие детей, но и социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие. И такая игрушка-пособие представляет интерес для многих специалистов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Просмотров: 652
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Охотникова Марина Вячеславовна. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Скрипник Лилия Владимировна. «Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Иванова Ирина Викторовна. Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] –[Ш] «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь