учитель-дефектолог Кузнецова Ирина Викторовна МБДОУ «ЦРР-д/с №3» г. Тула
«Дефект, по выражению Л.С. Выготского, «не только слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с одной стороны он нарушает деятельность организма, с другой – служит стимулом к повышенному развитию другой функции организма».
Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обуславливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребенка с ОВЗ. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.
Поэтому в проведении успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ огромная роль принадлежит предметно- развивающей среде, включающей в себя высококачественные игровые пособия и оборудование, объективно создающие условия для творческой деятельности каждого ребенка с ОВЗ, служащие целям актуального физического и психического развития и совершенствования.
Скачать конспект
С введением ФГОСДО изменились подходы к воспитанию и обучению дошкольников, в то числе и детей с ОВЗ.
Особое внимание было уделено вопросу создания условий для успешной социализации детей с ООП в обществе. Поэтому изменился и подход к выбору средств обучения таких детей.
Предлагаю вашему вниманию обзор одного из инновационных средств обучения детей с ОВЗ — Прозрачный мольберт.
Замечательный тренажер для детей со зрительной депривацией.
Новизна использования прозрачного мольберта заключается в следующем:
- выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте;
- Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
- При работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки;
- Работая стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.
Пособие многофункционально: используется в разных видах детской деятельности, для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Пособие «Прозрачный мольберт» позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:
- обогащение сенсорного опыта и развитие психических функций ребенка (внимания, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики);
- развитие зрительно-моторной координации;
- Ориентировка на вертикальной поверхности;
- развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- развитие координации крупных движений и мелкой моторики.
В результате систематизации и апробации методических разработок, собранный мною материал по использованию пособия «Прозрачный мольберт», успешно используется на подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками с нарушением зрения.
Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений с использованием данного пособия.
Работа начинается со знакомства с «Прозрачным чудом», со свойствами стекла. Цель данного этапа: Развитие прослеживающих функций глаза, умение самостоятельно выделять контур предмета.
На этом этапе провожу следующие упражнения: «Прозрачное чудо. Давайте познакомимся», «Согрей ладошку», «Послушные пальчики»
(Тифлопедагог и ребенок (или два ребенка) через стекло касаются стекла своим пальчиком (то мизинцем, то указательным, то большим, тифлопедагог загадывает, какой пальчик сейчас в игре); «Весёлые догонялки» (не упустить, догнать ладошку другого человека или бабочку (жука)); «Обезьянки» (Один ребёнок задумывает и показывает позу, другой принимает точно такую же. Условие, какая-нибудь часть тела (рука, нос, ухо, плечо) при показе обязательно касается стекла).
Для развития зрительно-моторной координации, прослеживающих функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве, закрепление знаний цвета, формы. величины предметов использую технику «ПУАНТЕРИЗМ».
На этом этапе провожу такие упражнения, как «Разбуди тучку)», «Снегопад», «Воздушные шар, где ребенок, подражая действиям педагога, пальчиком наносит на стекло точки, линии, штрихи.
Упражнение «Солнышко лучистое». Дети работают в паре. На прозрачном мольберте картинка солнышка без лучей и предлагает превратить его в теплое солнышко, подрисовав лучи. Два ребёнка стоят, друг напротив друга, подрисовывают поочередно пальчиками лучи к солнышку. Другим детям было предложено чередовать в рисовании длину лучей: один рисует длинные лучи. Другой короткие.
Рисование ладошками способствует формированию умения следить за зрительным стимулом и соотносить разнородные предметы на основе заданных сенсорных эталонов (цвет, величина).
У детей с нарушением зрения, ввиду дефицита координирующей функции системы «глаз-рука», нарушается точность дифференцированных движений пальцев рук, что оказывает отрицательное влияние на характер манипулятивных и предметных действий.
Упражнение «Тир». Тифлопедагог на мольберте рисует яркую точку – это стрелок в тире. Ребенок с противоположной стороны в разных местах рисует точки – мишени. По сигналу ребёнок делает выстрел – проводит, не отрываясь от стекла прямую линию до заданной мишени. Выстрел точный, если линия прямая, проведена одним движением.
Упражнение «Копирование». Ребенок рисует одновременно двумя руками, что способствует развитию координированных движений рук, подвижности кистей рук, расширению поля зрения.
Упражнение «Вершки — корешки» На поверхности стекла располагаются силуэтные изображения овощей. Ребенку предлагается отыскать правильный силуэт и выделить его, закрасив нужным цветом. Так же после рассматривания муляжей и иллюстраций овощей можно предложить по памяти нарисовать овощ.
Упражнение «Определи на ощупь и нарисуй»
Упражнение «Помоги уточке доплыть до берега»
Упражнение «Портрет друга» развивает зрительно-моторную координацию, ориентировку на микроплоскости, умение располагать предметы относительно друг друга, получая целостную картину, формируют навыки сотрудничества, а так же творческую активность.
При формировании элементарных математических представлений провожу упражнения «Соедини число и количество», «Выше-ниже», «Длиннее-короче» и другие
По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
|