Скрипник Лилия Владимировна МБДОУ «ДС№95 «Снежинка» Учитель-логопед первой квалификационной категории
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих полноценному развитию мелкой моторики рук. Именно поэтому, я уделяю большое внимание развитию общей и мелкой моторики рук. Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи применяю в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Для этих целей в своей работе я использую нетрадиционные материалы — камешки Марблс и массажер Су – Джок.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру, формы и цвета. [Материал из Википедии — свободной энциклопедии]. Марблы используются в различных играх, носящих общее название Марблс» (marbles). Эти камешки и шарики можно применять для создания сюрпризного момента, развития темпо-ритмической стороны речи, лексико-грамматического строя, автоматизации поставленных звуков, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. А еще, немало важную роль, они играют в создании эмоционально — положительного настроя. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс повышает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
В коррекционно – развивающей образовательной деятельности камешки Марблс использую в следующих направлениях:
- при организации работы по лексическим темам;
- при ознакомлении с буквенным обозначением изучаемого звука и профилактике дисграфии;
- в развитии фонематических представлений;
- при формировании навыка звукослогового анализа слов;
- при организации работы по профилактике оптико-пространственных нарушений.
Цель использования камешков МАРБЛС:
- Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование правильного захвата камешка пальцами руки;
- развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- профилактика оптико-пространственных нарушений;
- обогащение словарного запаса;
- формирование фонематических представлений;
- профилактика дисграфии;
- развитие внимания, памяти, мышления;
развитие фантазии, творческого воображения.
Перечень игр с камешками Марблс, которые я использую в своей практике:
1. Игра «Посчитай-ка»
Цель: закрепление у детей навыка согласования существительных с числительными, а также согласования существительных с прилагательными и числительными.
Посчитай-ка самолеты выкладывая камешки. Например, 1-самолет, 2 самолета, 3-самолета
2. Использование камешек Марблс при изучении лексических тем
Игра «Собери по образцу».
Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
Предложить картинку — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
3. Игра «Жадина»
Цель: развитие грамматического строя речи
«Этот мишка «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку»
4. Игра «Звуковая мозайка»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику.
5. Составление предложений.
Цель: развитие связной речи, закрепление предложно – падежных конструкций.
Составь предложения с заданным словом, или по картине.
6. Развитие пространственных представлений.
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, профилактика оптико – пространственных нарушений.
С помощью камешек Марблс выкладывают дорожку лабиринта.
7. Игра «Угадай – ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешка Марблс.
Найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
8. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Достань из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный цвет -гласный звук, синий — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами. Звукобуквенный анализ слов.
9. Игра «Мягкий или твердый?»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия
«Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые — синие, мягкие – зелёные)»
10. Игра «Поймай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия
«Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например, соска-звук [с] слышим в начале слова, в слове носок -звук [с] слышим в середине слова и т. д.»
11. Игра «Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Разложи камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
12. Работа по профилактике дисграфии.
Цель: предупреждение дисграфии, коррекция дисграфии, закрепление образа буквы
Восстанови сломанные буквы, слоги.
13. «Лабиринты на автоматизацию звуков»
Цель: закрепление произношения автоматизированного звука на занятие.
Передвинь камешек по картинкам, четко проговаривая слова.
14. Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: анализ слогового состава слова.
- Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешек.
- Сравнивает слова: где камешек больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Использование данных игр способствует повышению речевой активности детей дошкольного возраста и могут быть использованы, как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Помимо работы с камешками Марблс в своей коррекционно-логопедической работе я использую приемы Су — Джок терапии.
Су-Джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Определив нужные точки можно развивать и речевую сферу ребенка.
Актуальность использования терапии Су-Джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
- массажер Су-Джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых свойственна быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу обучения
- оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь
- работа с массажером Су-Джок стимулирует речевые зоны коры головного мозга
- Су-Джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях
- Су-Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
В своей практике я использую не только шарик Су-Джок, но и кольца, которые находятся внутри.
Формы работы с массажером Су-Джок, которые я использую в своей коррекционной деятельности:
- Массаж Су – Джок шарами, массаж пальцев эластичным кольцом. Цель: стимулирование речевых зон коры головного мозга. Воспитанники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом (стихотворение, потешку и т.д.) Например, сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
- Пальчиковые игры. Цель: автоматизация звуков Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
3. Упражнение «Один-много». Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи: учитель- логопед катит шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Цель: развитие памяти и внимания. Воспитанники слушают выполняют инструкцию и выполняют практическое действие: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
7. Дидактическая игра «Какой звук». Цель: обучение звуковому анализу слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По инструкции педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. (мягкий согласный звук – зеленый, твердый согласный звук — синий –, гласный звук -красный)
8. Дидактическая игра «Где спрятался шарик». Цель: совершенствование навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Упражнение «Раздели слова на слоги». Цель: совершенствование слогового анализа слов. Ребенок называет слог и берет по одному шарику затем считает количество слогов. Взрослый называет слово, а ребенок вдевает пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.
Использование камешек Марблс и массажера Су-Джок способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-логопедической деятельности с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Список используемой литературы:
- Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82.
- Ванерман С.М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников. -М. Владос, 2001;
- Википедия — свободная энциклопедия
- Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика» № 8,2015 с.28-37
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг. – Екатеринбург. У-Фактория, 2004. — 224с;
- Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие – Н. Новгород, 1995.
|