У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из моих новых методов работы с детьми – камешками Марблс. Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал мне идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения, особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Давайте познакомимся с камешками, с этим прекрасным, и в тоже время простым и доступным материалом. Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, форму и размер. Прозрачные и полупрозрачные, большие и маленькие, матовые и блестящие. К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках, загадать желание, взять себе, на счастье. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых. Но главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Процесс обучения детей не может проводиться без игры. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. В своей работе с детьми я стараюсь искать что-то особенное, нетрадиционное. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс. Этим я увлеклась, играя со своим ребенком дома. Идеи приходят во время игры. Есть игры, которые я придумала сама и с большим удовольствием их использую. Одной из таких является игра «Радужная дорожка».
Для игры я взяла:
- камешки Марблс
- цветную бумагу
- картон
- ножницы
- клей.
Ход работы:
Вырезала из картона полоску размером 42*10 см и приклеила на него 7 разноцветных прямоугольника размером 10*6, соответствующих цветовому спектру.
Перед тем как начнете игру с ребенком необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Проводить игры в присутствии взрослых, и даже если вы доверяете своему ребенку в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки Марблс не съедобные, не вкусны и нельзя тянуть их в рот.
- Нужно соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
- Соблюдать гигиену рук.
- Не оставляйте наборы в доступном месте, если у Вас есть еще более маленькие дети.
Предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его заинтересованности в игре.
Как играем:
1 игра «Путешествуем по волшебной дорожке»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, находить цвет по образцу и по словесному обозначению развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Возрастная группа: вторая младшая, средняя.
Ход игры:
Вариант 1. Попросить ребенка взять прозрачный камешек, положить на дорожку и двигать по цветным прямоугольникам, называя цвета, обратить внимание ребенка, на то, что камешек приобретает цвет прямоугольника на котором он находится (волшебство).
Вариант 2. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке.
Вариант3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак. Например,
- Синий камешек на синем прямоугольнике– синее небо, море, незабудки и т.д.
- Жёлтый камешек на желтом прямоугольнике – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.
2 игра «Сочинялки»
Цель: формирование представлений о построении связного предложения. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) обогащение словарного запаса слов, развитие фантазии ребенка.
Возрастная группа: старшая, подготовительная группы.
Ход игры
Ребенок выбирает любой камешек и, следуя по дорожке описывает свой путь. Рассказ может быть таким: «В одно прекрасное утро красный камешек проснулся, надел оранжевую рубашку, вышел на улицу, где светило желтое солнышко, камешек прилег на зеленую травку и смотрел на голубые облака, когда камешку надоело лежать на травке он направился к синей речке, на берегу которой стояла фиолетовая лодочка…
В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.
|