В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А. Н. Леонтьев, 1956), нередко оказывается за рамками анализа специалистов. [3]
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. [5]
По мнению Т.О. Гордеевой, мотивация — объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Исследователь так же утверждает, на важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата. [2]
О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, Ж. М. Глозмана, И. Ю. Козиной, Р. Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.
Проанализировав виды речевых нарушений, встречающихся в МАДОУ детский сад № 7 г. Наро-Фоминска, выявлено значительное преобладание общего недоразвития речи над другими речевыми патологиями.
Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [4]
Больший процент детей детского сада, имеющих общее недоразвитие речи так же имеют статус ОВЗ.
Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М. Валявко показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%), демонстрирует слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта. [1]
В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф. Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно также учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. [7]
Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15-20 минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Логопедами придумано огромное множество игр и приёмов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того, чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.
Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс я использую в своей работе по автоматизации звуков камушки Марблс. Уже многие логопеды оценили эффективность включения их в свою работу, каждый логопед использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую данные камешки в работе над автоматизацией звуков.
Что же такое камушки Марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их. [9]
Использование этих камушков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный.
Как писалось выше, в первостепенном значении камушки Марблс – это шарики из обточенного камня и обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камушков, сделанных из стекла или пластмассы и, имеющих различную форму (в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков, бриллиантов и т.д.). Это и становится подспорьем для создания игр, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр.
Тут на помощь пришла моя тема по самообразованию: "Создание логопедических игр и пособий с помощью программы Adobe Photoshop", которая подтолкнула к скорейшей реализации идей. Программа позволят создавать игры и материалы, которые будут учитывать интересы каждого ребенка. В центре стоит учёт индивидуально-дифференцированного подхода, без которого эффективная работа логопеда попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса. [6]
Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, при этом проводятся различные учебно — методические, психолого — педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход. [8]
Во время проведения первичной логопедической диагностики я обязательно узнаю у ребенка чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе анализа этих данных и создаются игры-помощники.
Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь.
Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:
1)" Четвёртый лишний". Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий
2) "Бродилки и лабиринты". Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.
3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и блиллианты и т.д.
4)"Дорожки". Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки), к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.
5)"Тренажёры слов". Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале "тренажёра" картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.
6)"Посчитай-ка". В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.
7)"Сыщики". В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.
8)"Заполняй-ка". Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.). Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно — можешь положить камушек, ошибся — камушек остаётся в контейнере.
Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.
Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.
Литература:
- Валявко С. М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР // Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития. Материалы международной конференции. — Минск, 2004, с. 4548.
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. — М.: Смысл, Академия, 2006. — 332 с.
- Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с
- Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
- Теплов Б.М. Избранные труды Т. ІІ / Б.М. Теплов. – М. Педагогика, 1985. – 360 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. —223 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. // Директор школы. Спецвыпуск. – 2000. – № 7. – С. 72-134
|