Учитель-логопед: Магомедова Г.Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 «Яблонька»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш» в словах и фразах.
Оборудование: сенсорный логопедический тренажёр «Логомер –2», микрофоны. Конверты с заданиями, карточки артикуляционных особенностей звуков «С», «Ш», для звукового разбора слов, планшеты и резиночки из коррекционно-развивающего пособия «Фроссия», картинки вагончиков, цветные фишки.
Задачи:
Скачать конспект
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию к занятиям;
- Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Коррекционно-образовательные:
- Развивать фонематический слух
- Фонематическое восприятие
- Расширять словарный запас
- Развивать внимание, память, мышление;
Коррекционно-развивающие:
- Закрепить чёткую артикуляцию звуков С-Ш.
- Учить давать полную характеристику звукам.
- Закреплять знания об артикуляционных особенностях звуков С-Ш.
- Закрепить навык четкого различения звуков С-Ш в словах и фразах.
- Закрепить навыки звукобуквенного анализа.
- Закрепить навыки деления слов на слоги.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Здороваемся. Создание эмоционально положительного фона, настраиваемся на работу).
Логопед: Сегодня я получила электронное письмо от жителей планеты Сатурн – Сони и Шпули. (Присаживаемся перед сенсорным экраном тренажёра и читаем письмо). Эти малыши совсем недавно прибыли на землю и им очень интересно посмотреть, как же у нас все устроено. Они очень хотят посмотреть, как же ты научился правильно произносить звуки С и Ш, ведь это их самые любимые звуки. А сколько интересных заданий они приготовили. Попробуем выполнить их?
2. Артикуляционная гимнастика. Для начала разомнем наш язычок.
«Улыбочка». «Заборчик».
Мы с тобою как лягушки, Зубы ровно мы смыкаем
Тянем губки прямо к ушкам. И заборчик получаем.
«Лопатка». «Качели»
Язык лопаткой положи Выше дуба, выше ели
И под счёт его держи. На качелях мы взлетели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Бублик». «Чашечка».
Язычок наш поумнел
Бублик мы изобразили Чашку сделать он сумел.
Плавно губы округлили Можно чай туда налить
И с конфетами попить.
3. Дыхательные упражнения.
Л.- Соня и Шпуля решили полетать на вертолете и посмотреть красоты нашей планеты, но никак не могут взлететь. Нужна наша помощь. Подышим в микрофон.
Дыхательные упражнения: с помощью логопедического тренажёра «Логомер» и микрофона. (Ребёнок дует правильно в микрофон, помогая вертолёту взлететь).
4. Основная часть. Обозначение темы занятия.
Скажи, пожалуйста, какой первый звук ты слышишь в словах Соня и Шпуля?
Сегодня мы поучимся правильно произносить звуки [Ш] и [С] и не путать их в словах, фразах.
5. Уточнение артикуляции и характеристики звуков [С] и [Ш].
Л.- Смотри, ребята нам приготовили вот такие планшеты, на которых мы из резиночек выложим буквы С и Ш.
(В процессе проговаривания ребёнок с помощью специального планшета и резиночек изображает буквы «С» и «Ш» по образцу).
Л.- Теперь посмотри на карточки и по схеме расскажем, как же правильно нужно произносить звуки «С» и «Ш».
Артикуляционная хар-ка звука [С]:
«Поймай звук». (изолированно, в слогах).
Л. – Я буду называть различные звуки, затем слоги, как только услышишь звук «С» или «Ш» — пошуми погремушкой.
- д, ж, з, с, ш. ч, с, ш.
- ША, ПА, СУ, МА, СЫ, ШО, ДО
7. «Доскажи словечко».
Л. — К услышанному слову необходимо добавить слог – Ша или – Са и назвать слово целиком. (Если нужен слог – ША, то кладёшься красную фишку, если слог – СА, то синюю).
Кры.. (ша) Ли.. (са)
Ка.. (ша) Ко.. (са)
Лап.. (ша) О.. (са)
8. Подбери картинку к схеме:
Л.- К схемам необходимо подобрать нужные картинки. (Ребенок определяет положение звука в слове – в начале, в конце, в середине).
Шуба, стол, сумка, автобус, душ, космонавт, носки
9. Автоматизация звука [с] и (ш) в словах:
Л. — На столе лежат картинки, внимательно послушай слово с пропущенным звуком и найди нужную картинку, правильно проговорив название.
- обака,.ошка,. апка,. апоги,. веча.
10. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра повторим урок!
11. «Весёлый паровозик». (Определение количества слогов)
Л. – Каждому вагончику нужно подобрать подходящую картинку. Вагончики не простые, а с разным количеством окошек. Сколько окошек, столько и слогов.
Сом, душ, сова, кошка, шахматы, автобус.
12. «Собери словечко». Закрепление навыков фонематического синтеза в прямой последовательности). С, О, К
Л. — Наши звуки разбежались, нужно их собрать, сложить слово и рассказать про каждый звук.
Затем проводится звуковой разбор слова СОК — сколько звуков, гласные, согласные, звонкие-глухие, твердые –мягкие. (С помощью красных и синих фишек изобразить на карточке-схеме).
13. Игра «Путаница».
Л.- Соня и Шпуля приготовили красивые картинки и подписали их. Посмотри, всё-ли в порядке. Если есть ошибки, то исправь их. (Ребёнок четко проговаривает правильный вариант предложения).
- Суп ест Наташу.
- Стакан моет Мишу.
- Ананасовый сок пьет дедушку.
- Окошко сидит на кошке.
Итог занятия: Молодец, Юсуф. Ты сегодня очень постарался и славно потрудился. Наши космические гости остались очень довольны.
- Юсуф, что сегодня мы делали на занятии?
- Какие звуки закрепили?
- Что тебе больше всего понравилось?
|