Тема: «Звуки «С» и «З».
Цель занятия: развитие умения дифференцировать звуки «С» и «З».
Задачи: закрепить правильное произношение звуков С-З в словах, предложениях; тренировать в определении места звуков С-З в словах, закрепить характеристику звуков С-З; развивать фонематическое восприятие.
Оборудование:
предметные картинки со звуками: «С, Сь, З, Зь»; буквы С,З; карточки-схемы.
Ход занятия:
- Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков: «Горка», «Качели», «Буравчик», «Тук-тук».
- Посвистеть: Струя по канавке на языке.
- Речевая зарядка:
са-са-са — ой, летит оса,
сы-сы-сы — не боимся мы осы,
су-су-су — видел кто из вас осу?
сы-сы-сы — мы не видели осы.
си-си-си — в речке караси,
ся-ся-ся — не поймали карася.
за-за-за – здесь привязана коза.
зы-зы-зы – много травки для козы.
зу-зу-зу накормили мы козу;
зи-зи-зи – обезьянку привези!
зя-зя-зя – обезьянкам здесь нельзя!
4. Пальчиковая гимнастика.
Зайцы.
(изображаем пальцами правой, потом левой руки).
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй.
5. Работа с картинками. Назови слова и разложи на 2 колонки: С, З. (12 картинок).
6. Назови картинки и определи место звуков С, З.
7. Физкультминутка.
а) Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Потом мы приседаем и, наконец, встаем.
б) Я скажу вам: «высоко»;
Вы ответьте — … (низко);
Я скажу вам: «далеко»;
вы ответьте — … (близко).
8. Работа со схемами. (Характеристика звуков).
По картинкам: сумка (С — согласный, твердый, глухой звук), сетка (Сь – согласный, мягкий, глухой звук), замок (…), земляника (…).
9. Развитие фонематического восприятия.
«Слушай внимательно и повтори!»
а) са-за, са-за-са, сайка-зайка.
б) со-зо, зо-со-зо, Соня-Зоя.
в) зы-сы, сы-зы-зы, сыпать-зыбкий.
г) су-зу, су-зу-су, суп-зуб.
10. Итог.
|