Штыкина Лариса Валерьевна. Конспект логопедического занятия со старшими дошкольниками «Дифференциация шипящих звуков»

Конспект логопедического занятия со старшими дошкольниками «Дифференциация шипящих звуков»

Составила и провела: учитель-логопед Штыкина Лариса Валерьевна, МАДОУ детский сад «Огонек», Республика Бурятия, с.Багдарин.

Цель занятия: Дифференциация шипящих звуков [Ш][Ж].

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навыки различения и правильного произношения звуков [Ш] и [Ж] в речи.
  • Обучать детей умению различать эти звуки на слух и в произношении;
  • Развивать фонематический слух (определение позиции звука в слове);
  • Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слов.

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие:

  • Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;
  • Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;
  • Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение работать в коллективе и индивидуально;
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю.

Материалы: Аудиозапись: хруст снега, вой вьюги, пение птиц, шум леса, кваканье лягушек, жужжание насекомых, шипение змеи. Презентация по ходу занятия «Времена года», «Зимние развлечения», «Перелетные птицы», «Цветы». Звуковые домики,

красные и синие круги.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер проектор, экран для демонстрации, массажные мячики «Су-джок».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед приветствует детей, приглашает их пройти на коврик.

Логопед: Ребята, давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и подарим

друг другу свои улыбки. Вы почувствовали, как тепло и хорошо стало в нашей группе?

Дети проходят на свои места.

Логопед: Сегодня мы с вами вспомним все времена года.

1. ЗИМА

Логопед: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет – Когда это бывает? (Зимой).

Послушайте внимательно звуки зимнего времени года. (Прослушивание звуков:

хруст снега, воет вьюга и т.д)

- Давайте вспомним, какими нежными и хрупкими бывают снежинки! Предлагаю

каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку. (Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Замерзли руки») какой звук мы произносим, когда стараемся согреть ладошки?

( «Ш-Ш-Ш»).

- Назовите ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая).

2. ВЕСНА

Прошла зима……Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой — улей — пчела Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)

- Представьте. Что мы с вами оказались на лесной поляне. А в лесу надо вести себя

очень тихо, чтобы не спугнуть жителей леса. Послушайте внимательно, какие звуки

леса вы услышите весной (пение птиц, шум леса, кваканье лягушек).

- Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

- Что еще вы знаете о весне? (становится теплее, природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и

т.п.)

- Кто весну на крыльях приносит? (птицы)

- Как называются эти птицы? (перелетные)

- Посмотрите внимательно на картинки и выберите птицу в названии которой есть звук «Ш» или «Ж». (кукушка, журавль).

- Определите, где стоит звук в словах.

- Послушайте загадки:

Первым вылез из землицы на проталине

Он мороза не боится, хоть и маленький. Что это? (Подснежник)

В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички — белы реснички. (Ромашка)

Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

- Как можно одним словом назвать подснежник и ландыш? (Цветы). Верно, сколько слогов в слове ландыш (два), подснежник (три слога).

- Просыпается природа весной и животные выходят из спячки. Назовите лесное животное со звуком «Ж», которое просыпается весной.

Сердитый недотрога, живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки не одной. Кто это? (Ёж)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

на развитие мелкой моторики «Ходит ежик без дорожек»

(с использованием массажных мячей)

Ходит ёжик без дорожек, по лесу по лесу (катают мячик в руках вперед-назад

между ладонями)

И иголками своими колется, колется (мяч на ладони правой руки, каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки, затем меняют руки)

А я ёжику-ежу, ту дорожку покажу (мяч в левой руке, скатывают с правого

плеча, затем меняют)

Где катают мышки, маленькие шишки (катают мяч в руках влево-вправо)

3. ЛЕТО

- Молодцы, продолжаем дальше.

Весна пройдет, а за нею …

Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (лето)

- Предлагаю послушать внимательно лес летом, что вы услышите (пение птиц шум леса и т.д).

- Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное)

- Что хорошего несет с собой лето? (веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная солнечная погода и т.п.). В летнее время года посыпаются насекомые.

- Нам предстоит расшифровать слово, называющее насекомое. Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова «жираф». Второй звук – это первый звук слова «утка». Третий звук – это первый звук слова «кот».

- Из первых звуков трёх слов-подсказок сложите зашифрованное слово.

(Логопед ещё раз проговаривает все слова, выделяя голосом первые звуки. Зашифрованное слово – жук, педагог демонстрирует предметную картинку).

- Произнесите слово «жук» чётко. Какой звук мы слышим первым?

- Это звук [Ж]. Это согласный или гласный звук? Твёрдый или мягкий? Как мы его

обозначим? Какой звук мы слышим вторым? Это звук [У]. Это согласный или гласный

звук? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим третьем в слове «жук»? Произнесите его чётко. Это звук [К]. Это согласный или гласный звук?

(Дети обозначают гласный и согласный звук – кругами красного и синего

цвета).

- Точно таким же звуком «ж-ж», летит и гудит другое насекомое. Оно начинается на звук «Ш». (Шмель). Послушайте как жужжат эти насекомые.

- Как вы думаете, а кто из животных может шипеть «ш-ш» (Змея).

- Давайте пожужжим как жуки, а теперь пошипим как змея.

- А какие это звуки? (согласные)

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

Дидактическая игра «Эхо»

- Вы знаете что такое – эхо? Эхо –это отражение звука. Звук отражается от любого встретившегося ему на пути препятствия – от деревьев, от скал. Если в лесу крикнуть «Ау», то услышим эхо – уу. Поиграем в игру – «Эхо».

-Я буду называть слова, а вы будете произносить последний слог.

Слова: ужи, камыши, ландыши, держу, машу, хорошо, лужи, ежи.

4. ОСЕНЬ

- Прошло лето, а за ним… Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью). (Прослушивание звуков осени)

- Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая).

- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой)

Давайте вспомним. Что нам осень несет. Какие дары в корзину кладёт?

Дидактическая игра «Назови фрукт или овощ, грибы или ягоды»

- Распределить все предметы по звукам «ш-ж»

Игра «Найди лишний предмет»

- Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. Какой предмет лишний и почему?

- Дождь, жук, шиповник.

- Камыш, ёж, ромашка.

- Шмель, снежинка, солнышко.

- Лягушка, мышка, подснежник.

- Медвежонок, букашка, шишка

Итог занятия:

Логопед: Мы сегодня поговорили о временах года. В каждом из них мы находили шипящие звуки «Ш-Ж». На этом наше занятие окончено.

Просмотров: 377
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук С»
  • Дорогая Ирина Валерьевна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук Р. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [л].
  • Самсонова Наталья Юрьевна. Конспект фронтального логопедического занятия Тема: ЗВУК «Ш»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Звук [л].
  • Андреева Светлана Валерьевна, Никитина Юлия Юрьевна.. Конспект занятия. Тема: «Звук и буква И»
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Светлакова Валентина Сергеевна. Конспект занятия: «Звук [Р]. Морское путешествие».
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Миронычева Юлия Семеновна. Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Квест Звук и буква Ч»
  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Деникина Ирина Игоревна. Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э.
  • Шамова Татьяна Викторовна. Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе. ТЕМА: Звук и буква «У»
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь