Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях, в стихах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях и стихах.
3. Формировать умение согласовывать имена существительные с притяжательными прилагательными в роде и числе.
4. Формировать навык построения сложноподчиненных предложений.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Совершенствовать умение определять позицию звуков в словах.
- Развивать правильную воздушную струю.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
- Обогащать и развивать словарный запас.
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитывать познавательный интерес к занятию; навыки самоконтроля.
Содержание занятия.
?. Организационный момент.
??. Сообщение темы занятия.
???. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи.
?V. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках.
- «Назови картинку».
- «Потешки».
V. Координация речи с движением.
V?. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях.
- Игра «Чья вещь?»
- Игра «Чудесный мешочек».
V??. Логоритмическое упражнение «Медвежата в чаще жили».
V???. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах.
IX. Итог занятия.
Список литературы.
Ход занятия.
?. Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми и усаживает их за столы.
Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли детишки. Девочки Соня и Зоя, мальчики Миша и Женя. Они хотят научиться правильно, говорить слова и просят Вас им помочь. Поможем им?».
Дети: «Да, поможем!».
??. Сообщение темы занятия.
Логопед: «Соня, Миша, Зоя и Женя не могут правильно произносить звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Они их постоянно путают. А вы, я знаю, можете эти звуки произносить правильно. Давайте научим их четко произносить эти звуки».
Дети: «Да, давайте научим детей правильно произносить звуки».
???. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи.
Логопед: «Скажите, где лежит кончик язычка, когда вы произносите звук [С]?».
Дети по очереди отвечают: «Кончик язычка лежит внизу».
Логопед: «Правильно, молодцы!».
Логопед: «А где он находится, когда вы произносите звук [Ш]?».
Дети по очереди отвечают: «Я его поднимаю вверх».
Логопед: «Правильно, молодцы!».
Логопед просит детей подуть на тыльную сторону руки, чтобы ощутить, какая струя воздуха выходит – тёплая или холодная.
Логопед просит ребят передать, как звучит пила: с-с-с-с-с… (холодная струя воздуха).
Передать, как шипит змея: ш-ш-ш-ш-ш… (тёплая струя воздуха).
Логопед: «Молодцы. Мы с вами проверили, как вы научились правильно произносить звуки [С] и [Ш], а теперь вспомните, как надо произносить звуки [З] и [Ж].
Логопед предлагает детям спеть песенку комарика: з-з-з-з-з…
Логопед: «Покажите, где надо держать кончик язычка, когда произносишь звук [З]?».
Дети опускают кончик язычка к нижним резцам и длительно произносят: з-з-з-з-з…
Логопед: «Молодцы, правильно, кончик язычка лежит внизу».
Логопед предлагает ребятам спеть песенку жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Логопед: «А где будет кончик язычка, когда вы произносите звук [Ж]?».
Дети поднимают язык к вверху, за верхние альвиолы.
Логопед: «Правильно, язычок поднимается вверх».
?V. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках.
1. «Назови картинку».
Логопед показывает детям картинки на свистящие и шипящие звуки, и просит их назвать. Логопед просит детей определить место звука в слове.
Картинки на звуки [С] и [Ш]: собака, санки, весы, кокос, компас, шуба, шило, душ, бабушка, шишка.
2. «Потешки».
Логопед предлагает детям повторить потешки.
Ша-ша-ша – у Сони вкусная каша.
Шу-шу-шу – Соня кушает кашу.
Ши-ши-ши – у Сони нет больше каши.
Су-су-су – Миша поймал осу.
Са-са-са – Мишу укусила оса.
Со-со-со – у Миши сломалось колесо.
Ас-ас-ас – Миша пьет квас.
Зу-зу-зу – я вижу козу.
За-за-за – на лужайке пасётся коза.
Аз-аз-аз – у Жени есть камаз.
Жи-жи-жи – под сосной ужи.
Ёж-ёж-ёж – под сосной ещё ёж.
V. Координация речи с движением.
Девочки и мальчики – разводят руки в стороны,
Прыгают, как мячики – прыгают на месте,
Ножками топочут — топают ногами на месте,
Весело хохочут – смеются, положив руки на живот.
V?. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях.
1. Игра «Чья вещь?»
Логопед просит ребят назвать картинки со звуками [З] и [Ж]. Затем логопед объясняет, что это вещи Зои и Жени, они перепутались. Нужно помочь детям найти свои вещи. Зое отдать вещи со звуком [З], а Жене — вещи со звуком [Ж]. Логопед задаёт ребёнку вопрос: «Чья это звезда?». Ребёнок берет картинку со звуком [З] и отвечает на вопрос, например: «Зоина звезда, Женин жёлудь».
Картинки вещей: жёлудь, жук, пижама, ёж, уж, пиджак, звезда, зайка, коза, ваза, зонт, камаз.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Логопед предлагаетвоспитанникам достать предмет из мешочка со звуком [С]-[Ш], назвать его и составить с ним предложения. Можно задавать вопросы ребенку о предмете, который он достал из мешочка, а ребёнок должен ответить на вопрос полным предложением. Например, ребенок достал кошку. Задаем ему вопрос: «Что ты нашёл в мешочке?», «Кошка домашнее или дикое животное?», «Где живет кошка?» и т.д. Ребенок отвечает: «Я нашёл кошку. Кошка домашнее животное».
Мелкие игрушки для мешочка: кошка, шишка, машинка, бусы, колесо, сова.
V??. Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:
Дети повторяют слова и движения за логопедом.
- Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!
- Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …
- Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…
- А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…
- Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…
V???. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах.
Простокваши дали Клаше -
Недовольна Клаша:
Дайте просто каши!
Ёж, ёж, где живешь?
Я живу в густом лесу.
Ёж, ёж, что несешь?
В норку яблоки несу.
IX. Итог занятия.
Логопед: «Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с детьми? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли».
Ответы детей.
Список литературы.
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А.Б. Логопедические игры и задания. — СПб: КАРО, 2008. — 96 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
- Рау Е.Ф, Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Изд. «Просвещение», 1972 г.
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-синтез, 2006. – 56 с.
|