Выполнила учитель-логопед ГБОУ школа №763 ДО-3 Маринчева Екатерина Вячеславовна
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма.
Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
Развитие моторики речевого аппарата
Скачать презентацию
Отработка правильного произношения звуков
Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке
Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи
I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.
II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы.
III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным.
IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми.
VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов.
VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи»
Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.
За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков.
Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах:
Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
Загибать поочередно пальцы и произносить слоги
Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ
Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.
Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги.
Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ.
Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.
Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ.
Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов.
Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА.
Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты.
В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.
- Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек я поставлю.
Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ
Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им.
Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала.
Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА.
Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.
Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару.
«ОДЕЖДА»
Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет.
Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ
Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…)
«Коза и козлята»
Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята?
Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ.
Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах:
«Подбери слово»
В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).
«Рассмеши Несмеяну»
Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией.
«Бабочки»
Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его.
«Слова-друзья»
Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут
- только те слова, в которых совпадают число слогов
- слова которые начинаются с одного звука
Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций.
Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой.
Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию.
Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука.
Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания)
Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций.
«Перепутанные картинки»
«Обвести по точкам»
«Придумай рифму»
Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой.
Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию»
Задача: ответить на вопросы
Кто готовит еду? (повар)
Кто сочиняет музыку? (композитор)
Кто водит машину? (шофер)
Развитие словарного запаса.
Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр)
Упражнение «запомни, повтори одним словом»
Назови… брусника, морошка, черника (ягоды)
Топор, рубанок (инструменты)
Груша, персик, гранат (фрукты)
Рубашка, шорты, куртка (одежда)
Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи.
Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени
Упражнение «Один и вместе»
Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят).
Закрепление форм именительного падежа, множественного числа.
Упражнение «Один-много»
Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы)
Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных.
Упражнение «Угощение»
Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно,
Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными.
Упражнение «Считаем до 5»
Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук.
Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки.
Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования
Использование суффиксов онок/енок, от/ят.
Упражнение «детеныши».Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей.Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их:
У лисы – лисенокУ льва — …
Образование притяжательных прилагательных.
Упражнение «Чей, чья, чье?»Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …)
Образование относительных прилагательных.
Упражнение «Скажи какой?»Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог)
Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.
Спасибо за внимание!
|