Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
- Повторить понятие «время суток»
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги
- Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Тип, форма и методы используемые в НОД:
- Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.
- Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, познавательный.
Скачать план-конспект
Активизация словаря: космос, маршрут, планета Земля, планета Марс, глобус.
Материалы и оборудование: раздаточный материал, наборы камешков Марблс для каждого ребенка, письмо и карта для мотивационного момента, фотоаппарат, изображение карты для демонстрации на экране, карточки с подсказками, кольца для подвижной игры, музыкальное сопровождение.
Информационный материал (литература):
- Климанова Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, октябрь 2015
- Ольга Подгорных: Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технол. ТРИЗ. Вторая мл. гр. ФГОС
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.)
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность взрослого
|
Деятельность детей
|
Вводная часть (организационный момент)
|
Дети заходят в группу и присаживаются на ковер.
|
Психолог:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
|
Дети смотрят друг на друга и улыбаются
|
Вводная часть (мотивационный момент)
|
Дети и психолог сидят на стульях в кругу.
Психолог и дети подходят к столу, на котором лежит карта и камешки .
|
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня я получила письмо от Лунтика. Он приглашает нас в гости, но часть письма размыло дождем. А там как раз указан адрес. Давайте прочитаем письмо еще раз вместе.
Раз уж мы принимаем приглашение Лунтика, нам нужно узнать его адрес. Для этого мы отправляемся на поиски подсказок. Только это сделать будет не просто. Нам для этого нужно проделать интересный путь, выполняя различные космические задания. А помогать выполнять задания нам будут ваши любимые камешки «Марблс».
Для начала я предлагаю вам познакомится с картой. На ней нам нужно проложить маршрут. Только у нас нет ни ручки, ни карандаша. Что нам может помочь отметить путь?
Дорогу к подсказкам мы нашли. На чем же мы отправимся на поиски, если нам лететь в космос?
|
Дети помогают психологу прочитать письмо.
Дети догадываются, что проложить маршрут можно с помощью камешков.
Дети предлагают космическую ракету.
|
Основная часть
Проблемная ситуация:
|
Подходим к другому столу. Каждому ребенку раздаются по два поля: схема и пустое.
Пока дети заняты, психолог делает вид, что фотографирует карту.
|
Мы полетим на космической ракете. Но ее нужно построить. В этом вам помогут волшебные камешки.
Ребята! Пока вы строили ракету, я сфотографировала карту и разместила изображение на экран, чтобы мы могли отслеживать наш путь.
|
Дети выкладывают ракету по схеме с помощью разноцветных камешков.
|
Физкульминутка/ динамическая пауза:
|
На экране появляется мультзарядка на космическую тематику.
|
Из волшебных камешков у вас получились волшебные ракеты. Теперь я предлагаю вам сказать волшебные слова и отправиться в путь.
|
Дети выполняют зарядку.
|
|
На столе разложены картинки и камешки.
|
Ребята! Мы с вами прилетели на маленькую планету Времени. А правят этой планетой Части суток. Выполнив задание, мы получим первую подсказку.
Перед вами картинки. Что на них изображено? Как вы думаете?
Для выполнения этого задания вам снова пригодятся камешки. Вы должны выложить на картинке камешки так, чтобы стало понятно, где утро, день, вечер, ночь.
Вы справились с заданием. Получайте первую подсказку.
А наш полет продолжается. Чтобы скоротать время, давайте поиграем в игру «Космонавты»
|
Дети перечисляют части суток.
Дети выполняют задание.
|
Физкульминутка/ динамическая пауза:
|
Подвижная игра «Космонавты»
Кольца раскладываются в количестве меньшем, чем количество детей.
|
Психолог:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты
На какую захотим, на такую полетим
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет.
|
Дети бегают, а когда психолог произносит последнюю фразу, они должны прыгнуть в кольца. Опоздавшие выбывают.
|
|
На столе разложены карточки на каждого ребенка и камешки
|
Пока мы играли, наша ракета остановилась на планете Логики. На эту планету недавно упал метеорит и рассыпался на множество мелких частиц. Чтобы они нам не мешали, мы должны их собрать. Но не так как захочется, а найти закономерность в их расположении. Такими частицами будут снова камешки.
Ребята! Вы заработали вторую подсказку! Теперь мы можем вернуться на Землю. Отправляемся в обратный путь.
|
Дети получают карточки на которых должны выложить недостающие фигуры с помощью камешков.
|
Физкульминутка/ динамическая пауза:
|
Подвижная игра «Космодром»
|
Все готово для полета,
Ждут ракеты всех ребят.
Мало времени для взлета,
Космонавты встали в ряд.
Поклонились вправо, влево,
Отдадим земной поклон.
Вот ракета полетела Нас встречает космодром.
|
дети поднимают руки вверх, соединяют руки над головой, маршируют на месте, ноги врозь – руки на поясе, делают наклоны в стороны, делают наклон вперед,
прыжки на месте,
приседают на корточки.
|
|
|
Теперь можно объединить подсказки и попробовать решить головоломку.
Что же получается в ответе?
Правильный ответ – планета Марс.
Значит Лунтик живет на Марсе, где и будет отмечать свой день рождения.
|
Дети пытаются найти ответ.
|
Рефлексия: итог НОД.
Оценка деятельности детей
|
Садимся в круг на ковер.
|
Ребята! Чем вам запомнилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось?
Наше занятие подошло к концу, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за приятную компанию. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем «Спасибо за интересное путешествие.»
До свидания!
|
Дети делятся своими впечатлениями.
|
|