ОБЛАСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 1»
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, трудовая, музыкальная, чтение.
Программное содержание:
Познакомить со способом изготовления куклы-самокрутки из ткани.
Способствовать формированию действий послеоперационного контроля.
Развивать мелкую моторику рук посредством рукоделия.
Воспитывать интерес к народным традициям изготовления кукол.
ПРЕДВАРИТЕЛЬРАЯ РАБОТА:
игры с куклами, пение колыбельных песен.
Материалы и оборудование: куклы из ткани, нитки, два кусочка светлой ткани размером 20-20, синтепон, русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Предметно-развивающая среда: оформление в виде русской народной горницы.
Описание деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, гости жданные-долгожданные! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть. Вам ли сегодня туманиться да печалиться. Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется.
Входят дети.
Девочка:
Ой, девчоночки, девчонки. Ой, не стойте вы в сторонушки К нам на праздник заходите. Полон зал, быстрей спешите.
Мальчик:
Эй, мальчишки-удальцы! Не скажите, что мальцы. Сказка к нам на порог Начинаем свой урок.
Ведущий:
В старину на завалинках, в светёлках Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки пожилых и молодых. При лучине ли сидели иль под светлый небосвод, Говорили, песни пели и водили хоровод Словом эти посиделки были праздником души! А теперь быт людей отмечен веком поменялся старый мир. Нынче все по «сусекам» личных дач или квартир. Наш досуг порою мелок и чего там говорить Скучно жить без посиделок их бы надо возродить!
Вот есть и начало. А доброе начало, как говориться, половина дела!
Дети:
- Русы косы заплетаются Сказки начинаются. - А кому сказки? - Старым да малым - Крепким да удалым. - Месяцу ясному. - Солнышку красному. - Нам ребятам да гостям богатым. - А богатым что добром и лаской Да умной сказкой.
Воспитатель: — А, вам принесла коробышек сказок.
Сказки просят: «А сейчас Вы, друзья, узнайте нас!»
Не лежится на окошке- Покатился по дорожке… Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная водица В ямке от копытца! Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножечко: Не послушался кота, Выглянул в окошко… А дорога далека, А корзина нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы на пенек, Съесть бы пирожок… По тропе шагая бодро, Сами воду тащат ведра…
В далекую старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Нередко за рукоделием и пели.
Ну и нам, пора делом заниматься. Присаживайтесь за столы. Я хочу познакомить вас еще с куклой-самокруткой.
Делали такую куклу без ножниц и иголки, из любого кусочка ткани и с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйке. Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и мужьям, когда они уезжали из дома, для того чтобы куклы оберегали их в пути. Невестам дарили таких кукол на свадьбу. Детям матери делали кукол в надежде, что они уберегут их от беды и напасти. Вот и мы будем учиться делать таких кукол из ткани.
Педагог показывает и рассказывает изготовление кукол.
Сначала берем кусочек ткани на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. Теперь условно говоря- на линии шеи слегка закрутим и перевязываем нашу заготовку нитками.
Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.
Что надо еще нашей кукле? (руки, ноги)
С одной стороны подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью. После того как сделаны руки, перевяжем оставшуюся ткань по линии талии.
А затем завяжем платок. Вот и кукла-самокрутка готова.
Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол не лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.
Ох, приустала наша кукла. Как помочь отдохнуть? Спеть колыбельную. Дети встают и поют своим куклам колыбельные.
Наше знакомство с куклами – оберегами закончено. До свидания гости дорогие.
Совместная деятельность перетекает в игру.
|