Проект "Кукла в жизни ребёнка"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Росинка»
Автор проекта: воспитатель Е.А. Трусова. Клинский район 2014 год
Кукла — это радость, кукла — это сказка, Кукла — это детство, что вернётся вдруг..., С куклой очень дружат и любовь и ласка. Кукла — это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
Актуальность:
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Скачать проект
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Постановка проблемы
Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав...
Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через образовательные области:
- «Коммуникация»
- «Познание»
- «Чтение художественной литературы»
- «Социализация»
- «Труд»
- «Безопасность»
- «Художественное творчество»
- «Музыка»
- «физическая культура»
- «Здоровье»
Цель проекта:
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта:
С детьми:
- Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
- Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;
- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
С родителями:
- Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
- Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
С воспитателями:
- определить значимость куклы в жизни детей;
- собрать информацию о разнообразии кукол.
Предметно-развивающая среда:
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Участники проекта:
- Дети 3-4 лет (вторая младшая группа).
- Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
- Срок реализации проекта:
- Долгосрочный (с сентября 2013г по апрель 2014г)
Работа по проекту велась по трём направлениям:
Этапы реализации проекта:
- Первый этап – подготовительный. (сентябрь -октябрь)
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Второй этап – основной. (ноябрь-март)
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;
Разработка и реализация конспектов ННОД;
Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений;
Изготовление практического материала по теме.
- Третий этап – заключительный. (апрель)
Обобщение результатов проекта;
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
Развитие устойчивого интереса к куклам;
Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;
Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Создание выставок детских работ.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс
детского сада, включающую три направления работы с детьми:
формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов
взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».
Предметно-развивающая среда:
Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой»
Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле
Оформление картотеки «Куклы наших мама»
Разработка серии игр «Одень куклу»;
Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам, профессиям.
Научно-методическое обеспечение проекта:
- «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
- «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год.
- «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год;
- «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;
- «Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год.
- Горичева В.С. Куклы. / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»);
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Куклы, атрибуты для игры с куклой;
- Альбомы с изображением кукол;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для театрализованной деятельности;
- Мультимедийное оборудование (проектор и экран).
Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»
Первый этап – подготовительный. (сентябрь-октябрь)
- Опрос детей в игровой форме:
Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла».
(Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.
- Подобрана методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме;
- Определены цели и задачи проекта;
- Разработан план работы с детьми по теме проекта (приложение №2);
- Разработан план работы с родителями (приложение № 3);
- Разработан план работы с воспитателями (приложение №4)
Второй этап – основной.
В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
В соответствии с планом составлены конспекты ННОД
Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным.
В ходе реализации проекта мы играли с детьми в:
дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».
сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» (продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».
Серия дидктических игр «Одень куклу»
При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам», подобраны раскраски и иллюстрации на тему «Кукла в жизни ребёнка», изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям, которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и детей, в образовательном процессе, в режимных моментах.
Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»
Третий этап – заключительный.
Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка»
Достигнутые результаты:
Дети:
Развился устойчивый интерес к куклам;
Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Создана выставка детских работ.
Родители:
Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».
Продукт проекта:
Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой»
Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле;
Оформлена картотека «Куклы наших мама»;
Разработана серия игр «Одень куклу»;
Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам, профессиям.
Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;
Изготовлены куклы «Времена года».
По окончании проекта можно сделать следующий вывод:
Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;
Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;
Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр;
Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.
Игрушки – забавы «Профессии»
Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные».
Дидактическая кукла
Куклы «Времена года»
Сведения об авторе:
Трусова Елена Александровна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Росинка».
Должность – воспитатель.
Возрастная группа – вторая младшая группа.
Педагогический стаж работы – 4 года
Приложение №1
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»
- «Какая у тебя любимая кукла?»
- «Как зовут твою любимую куклу?»
- «Как ты с куклой играешь?»
- «Какого цвета глазку у твоей куклы?»
- «Какие волосы у твоей куклы?»
- «Расскажи, во что одета твоя кукла?»
- «Где спит твоя кукла?»
- «Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
- «Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
- «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?»
- «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).
- Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?
|